РИГА, 11 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. После того, как вопреки всем международным нормам 14 февраля из Эстонии был выслан постоянный житель этой страны с паспортом негражданина Сергей Чаулин, на помощь ему в России пришли буквально все: депутаты Госдумы, администрация Санкт-Петербурга, простые люди.
Но больше всех переживали и помогали ему два друга еще по жизни в Таллине – Алексей Есаков и Максим Рева. Оба они также были выдворены из Эстонии в мае прошлого года. Есаков реально – его, так же как и Чаулина, сотрудники КаПО (политической полиции) привезли на границу и выставили за шлагбаум. Рева формально – он уже жил в России, но имел постоянный вид на жительство в Эстонии.
Благодаря им Сергею удалось открыть счет в Сбербанке и начать сбор средств. Власти Санкт-Петербурга предоставили ему временное жилье, миграционная служба начала оформлять документы. Ведь по сути, после выдворения из Эстонии, Чаулин перестал существовать, поскольку остался вообще без каких-либо документов и привязки к какой-либо стране.
Прошел почти месяц с момента этого произвола, и мы связались с Сергеем, чтобы узнать, где он живет, получил ли документы и какие планы строит на будущее.
"Друзья дали мне возможность пожить в своей квартире, – радостно отчитывается Сергей Чаулин. – Она, правда, в заброшенном состоянии, нужно делать ремонт. У них родители умерли, и друзья приезжают сюда очень редко. Какое-то время назад пытались сдавать, но она в таком состоянии, что никто не хотел вселяться. А тут история со мной… Вот они мне и отдали ключи. Нужно платить только за коммуналку. Спасибо им огромное! У меня теперь есть свой угол. А я тоже добром за добро плачу – делаю потихоньку ремонт".
Сергей уточняет, что аренду квартиры не потянул бы – на пенсию не разгуляешься. "Это еще хорошо, что эстонцы не лишили меня пенсии, – говорит он. – Я уже думал, что всё, еще и пенсии не будет, но жена сообщила, что пенсия пришла".
Несмотря на круто изменившуюся жизнь в таком возрасте, Сергей принял ситуацию такой, какая она есть, и ни на что не жалуется. Наоборот – находит положительные моменты в этой ситуации. И считает себя богатым и счастливым человеком.
"Во-первых, я богат тем, что у меня много друзей. Во-вторых, рад, что мир не без добрых людей. А в-третьих, ко мне в России абсолютно все отнеслись доброжелательно. Комитет по внешним связям администрации Санкт-Петербурга предоставил номер в гостинице с 15 февраля по 1 марта. Причем с полным пансионом, с питанием. Мне очень повезло. Но это, конечно, благодаря Максиму (Реве – ред.). Он очень помог".
А еще он благодарит своего закадычного друга Алексея Есакова – в Таллине они вместе проводили шествия "Бессмертного полка". Именно Алексей стал первым постоянным жителем Эстонии, которого эстонские власти выдворили по политическим мотивам. Случилось это в мае прошлого года.
За ним стали выдворять и других активистов. Но все они были гражданами России – в 90-х брали российские паспорта вместо паспорта негражданина Эстонии. А Чаулин не стал этого делать – остался урезанным в правах жителем Эстонии. Но власти добрались и до него: грубо нарушив международное право, лишили Сергея Чаулина единственного документа.
"Алексей (Есаков – ред.) забросил все свои дела, специально приехал из Москвы и занимался со мной две недели на пару с Максимом. Они водили меня как маленького щеночка по всем инстанциям. Открывали счет, регистрировали номер телефона, помогали получить документы. И сейчас я снова стал человеком, хотя статус удивляет даже знакомых пограничников, которые с ним никогда не сталкивались. Я получил временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации", – рассказывает Сергей Чаулин.
Он считает, что стал первым прибалтом, лишенным права даже на существование – у него же отобрали вообще все права и даже личность. Но точно не последним. "Россия приняла меня, у них есть прецедент, и власти Эстонии и Латвии будут выселять все больше неугодных".
Именно поэтому Чаулин вместе с Есаковым и Ревой начали продумывать создание центра помощи таким же выдворенным из республик Прибалтики людям. И беглецам, укрывающимся от преследования по политическим мотивам.
"Мне было легко и хорошо, именно потому что мне помогали. Помимо Алексея Есакова и Максима Ревы, еще депутаты Госдумы Ольга Занко и Мария Бутина. Но не у каждого будет такая группа поддержки. Тот же Леша Есаков был выдворен вообще без ничего, у него не было при себе даже телефона и возможности кому-либо позвонить. Я это знаю еще и потому, что сам его отвозил в полицию в тот день и ждал в машине, а все свои вещи он оставил у меня. А когда спустя два часа пошел выяснять, куда Леша пропал, мне отказались что-либо сообщать, поскольку я не родственник. А Есакова в это время уже везли на границу", – вспоминает Чаулин.
В первую очередь для таких выдворенных людей тройка бывших эстонских жителей хочет открыть телефон доверия и разослать номер на все пограничные пункты с Эстонией и Латвией.
Открыть телефон стоит денег, но они сейчас как раз есть. После того как Сергей Чаулин открыл счет в Сбербанке и был брошен клич с просьбой ему помочь, люди перевели на счет более 500 тысяч рублей. Сергей взял себе минимум – только на питание на первое время. А оставшиеся деньги было решено потратить как раз на открытие телефона доверия и на будущий центр помощи попавшим в беду жителям Прибалтики.
"Мы с ребятами накидали, как должен выглядеть этот центр. Когда человека выдворяют, он оказывается один на один с этой бедой, он полностью дезориентирован – для этого нужен телефон. А дальше нужны консультации – как получить документы, как официально жить дальше. Для этого хотим привлекать юристов. А в идеале – получить где-нибудь в Ленобласти заброшенный детский садик или школу, восстановить ее и предоставлять беженцам на первое время проживание", – делится планами Чаулин.
И добавляет, что быть выдворенным все-таки лучше, чем сидеть в тюрьме. Утром 14 февраля, за несколько часов до ареста, он заезжал на свидание к правозащитнику Сергею Середенко, посаженному по сфабрикованному делу. Середенко сидит в одиночке, и это очень тяжело переносится.
Чаулин шутил, что скоро может оказаться в соседней камере и будет с Середенко перестукиваться. Но Чаулина вместо ареста выкинули из страны. В тот момент было обидно и страшно. Но по прошествии месяца Чаулин понял, что это гораздо лучше, чем оказаться в тюрьме. Да и пользы сейчас он точно может принести гораздо больше.