РИГА, 2 мар — Sputnik, Дмитрий Олейников. Председатель комиссии Угис Митревиц отметил, что проблема в банковской отрасли существует далеко не первый год, серьезно затрудняя развитие народного хозяйства страны в целом: "Возможности кредитования предприятий, домашних хозяйств и нефинансовых организаций в Латвии не выдерживают конкуренции в сравнении с другими странами Европы. В первую очередь речь идет о неконкурентоспособных процентных ставках…"
Согласно информации, предоставленной на заседании комиссии Банком Латвии, финансовой системе страны присущи многие риски, в том числе репутационные, которые влияют на ее развитие. Предпосылки сложились еще во время финансового кризиса 2008-2009 годов. Но и помимо этого, на финансовый рынок влияет коррупция (довольно высокий уровень в Латвии), значительный уровень теневой экономики, риск попадания страны в так называемую серую зону, с чем усердно боролись с 2018 года.
Индекс теневой экономики в Латвии как минимум с 2017 года традиционно опережает показатели в соседних Литве и Эстонии. В 2017 году индекс теневой экономики в Латвии составлял 22%, тогда как в Литве и Эстонии – 18,2%. В 2021 году индекс в Латвии достиг показателя 26,6%, в Литве – 23,1%, в Эстонии – 19%.
На деятельность банков в Латвии влияет и то, что рынок в регионе весьма небольшой – порядка 6 миллионов жителей, совокупная финансовая база около 119 миллиардов евро. Так что крупные иностранные инвесторы воспринимают рынок как единый, предпочитая инвестировать, например, в Эстонию, как страну с более благоприятной налоговой базой.
В странах Балтии образовались самые высокие процентные ставки по кредитам и самые низкие ставки по депозитным вкладам. Для сравнения: средние процентные ставки по кредитам для предприятий в еврозоне, по данным на июль 2022 года, составляли порядка 3%. В Латвии, Литве и Эстонии они находились на уровне 4% и выше. По ипотечным кредитам для частных лиц разница еще больше – около 2,5% в еврозоне и более 4% - в странах Балтии. Стоимость потребительских кредитов разнится еще больше: чуть более 4% в еврозоне, около 8% в Литве, порядка 10% в Эстонии и более 12% - в Латвии. При этом ставки по остаткам на депозитных вкладах в еврозоне составляют около 0,4%, в Эстонии – немногим ниже, в Литве – чуть более 0,1%, а в Латвии – менее 0,1%.
В странах Балтии за период с сентября 2021 года по февраль 2022 года выдано на 12,2% меньше новых кредитов, чем за предыдущие 6 месяцев. Сравнительную дороговизну процентных ставок в странах Балтии отмечают и корпоративные клиенты.
В Латвии ситуация усугубляется и тем, что здесь не самое благоприятное налоговое законодательство, а также монопольным положением нескольких крупных банков с иностранным капиталом.
При этом на рынке фактически отсутствуют механизмы альтернативного финансирования. Малые банки, в которых был представлен местный капитал, за несколько лет "капитального ремонта" банковской системы подверглись репрессиям со стороны надзорных органов, несколько банков было закрыто.
В итоге из-за влияния крупных банков и требований надзорных институций банковская система превратилась в некую "вещь в себе" – доступного финансирования клиентам не предоставляет, а прибыли, в том числе за счет комиссионных с местных клиентов, показывает весьма внушительные.
Результатом заседания комиссии стало решение до мая месяца подготовить комплексный план по решению проблемы недостатка финансирования на местном рынке. Пойдет ли дело дальше составления плана (при неизменности законодательства и экономической ситуации) – вопрос риторический.