РИГА, 27 фев — Sputnik. Первое правительство Кришьяниса Кариньша подготовило, а второе правительство продвигает поправки к закону "О налогах и пошлинах", согласно которым Служба государственных доходов (СГД) не должна будет доказывать незаконную выплату заработной платы в компании, напротив, компания должна будет доказать соответствие заявленной заработной платы фактически выплаченной, пишет Neatkarīgā.
Интерес к теме подтверждает тот факт, что правительство и Сейм вносят в него поправки чуть ли не раз в месяц.
Так, сейчас кабмин хочет, чтобы раздел 8.1 статьи 23 появился в законе со следующими словами: "Заработная плата налогоплательщика определяется на основании собираемой Службой государственных доходов информации о среднемесячной заработной плате по соответствующей профессии, среднемесячной почасовой тарифной ставке по отрасли и среднемесячном количестве рабочих часов на одном рабочем месте в предыдущем году. Если за налоговый период заработная плата работника налогоплательщика, часовая тарифная ставка или количество отработанных работником рабочих часов составляет менее 80% среднемесячной заработной платы по соответствующей профессии или среднемесячной часовой тарифной ставки по отрасли или среднемесячного количества рабочих часов на одно рабочее место, и налогоплательщик не представляет доказательств (обоснованных объяснений), то сумма обязательного взноса государственного социального страхования и подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется из разницы между заработной платой работника и 80% среднемесячной заработной платы по соответствующей профессии в отрасли с учетом среднемесячной почасовой ставки и среднемесячного количества рабочих часов на одно рабочее место".
Правительство обосновывает такие поправки в пояснительной записке к законопроекту: "Латвийское государство было создано в том числе для обеспечения свободы латвийского народа и содействия процветанию. Инструментом обеспечения этих целей среди прочего можно считать государственный бюджет и финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении государства. (...) Невыполнение таких обязательств ставит под угрозу существование каждого демократического правового государства".
Предприниматели уже высказывают свои опасения. Так, Latvijas ceļu būvētājs указывает, что в законопроекте не разъясняется, следует ли рассчитывать 80% путем сравнения месяца с месяцем или года с годом; в настоящее время в обращении нет данных, на основании которых СГД могла бы проводить такие сравнения, а законопроект не требует их подготовки, что было бы очень трудоемким и дорогостоящим мероприятием для компаний; не разъяснено, как включить отпускные, оплату больничных и т. п. в сопоставимые показатели зарплаты; сравнение заработной платы должно отличать постоянных работников от учеников, помощников и стажеров.
Латвийская ассоциация прав налогоплательщиков указала на возможные негативные последствия для добросовестных налогоплательщиков, особенно в сельской местности.
В СГД указали, что пока нет прецедентов, аналогов или примеров, по которым можно было бы судить о предстоящих процедурах сбора налогов на рабочую силу: "Предусмотрено новое регулирование - право определять налоги на заработную плату, подлежащие уплате, на основе расчетов. Такого регулирования до сих пор не было, а соответственно, и практики в СГД нет, поэтому примеры привести не можем".