РИГА, 25 фев — Sputnik, Дмитрий Олейников. Ситуация с безработицей в Латвии в 2022 году была достаточно благоприятной – уровень безработицы составлял, в среднем, 6,9% от экономически активных жителей, что было даже на 0,7 процентных пункта меньше, чем в 2021 году. В абсолютных цифрах, работу в Латвии искали 65200 человек в возрасте от 15 до 74 лет, что на 5400 меньше, чем годом ранее. Однако, в 2023 году, как считают банковские аналитики, показатели безработицы могут измениться в худшую сторону.
Экономист SEB Banka Дайнис Гашпуйтис считает, что в перспективе будет расти негативный фактор, связанный с ситуацией на Украине и влиянием санкций. Особенно чувствительны к этом будут экспортеры. Гашпуйтис поясняет: в США и Европе все больше будет ощущаться влияние повысившихся процентных ставок, ужесточение условий кредитования, так что некоторый рост безработицы возможен. Но даже если безработица и продолжит уменьшаться, то вряд ли дойдет до "доковидных" значений.
Экономист Банка Латвии Андрей Мигунов полагает, что ситуацию в экономике в 2022 году значительно ухудшила инфляция, вкупе с высокой неопределенностью. В последнем квартале было отмечено снижение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей, хотя на рынке труда по-прежнему ощущается дефицит работников. Прогнозы на риск роста безработицы в 2023 году сохраняются. Главным образом возможно дальнейшее снижение спроса на рабочую силу. По-прежнему развитие предприятий тормозят высокие цены на энергоносители. Да и очередное повышение минимальной зарплаты в 2023 году станет дополнительной нагрузкой на предприятия. Возможными решениями могут стать попытки увеличения продуктивности труда и консолидация бизнеса, а не прием на работу новых работников.
Экономист Luminor Bank Петерис Страутиньш подчеркивает: в этом году экономический рост в стране будет слабым или же его не будет вовсе. Отрасли, которые могут пострадать от этой глобальной экономической "непогоды", начавшейся по причине санкций, географически очень концентрированы в регионах Латвии, где рынок труда, в целом, достаточен. Так что на рынке труда в этом году может возникнуть контраст – перегрев рынка труда в столице и окрестностях, но при этом – стабилизация рынка труда в регионах. Кроме того можно ожидать, наконец, возвращения покупательной способности тем, кто не потеряет работу. По мнению аналитика, государство должно пытаться спасать рабочие места с помощью средств из фондов Евросоюза. По его словам, сейчас уровень занятости в странах Балтии гораздо выше, чем в среднем по Евросоюзу. Однако, в Латвии он ниже, чем в соседних балтийских странах. Если уровень занятости в Латвии поднять до уровня Эстонии, то число работников, доступных для работодателей, увеличилось бы в Латвии на 50 000 человек.
Главный экономист Swedbank Агнесе Буцениеце полагает, что в этом году возможна незначительная экономическая рецессия и небольшое увеличение безработицы – до 7,2% от экономически активных жителей. Неблагоприятные тенденции в демографии оказывают давление на рынок труда, заставляют работодателей бороться за наиболее ценных для бизнеса работников. Это же заставляет работодателей тщательно взвешивать каждое решение об увольнении того или иного работника. Сейчас экономический рост практически остановился, а на протяжении нескольких кварталов отмечается его падение. В условиях более слабой экономической активности обычно безработица растет. Правда, пока не видно, чтобы предприятия активно увольняли бы работников.
Напомним, в Сейме в контексте бюджета на 2023 год говорят о том, что в течение года безработица может вырасти на 1 процентный пункт, то есть новыми безработными в стране станут порядка 10 000 человек. Для небольшой экономики – это чувствительно. На непростую ситуацию на рынке труда влияют и исследования производительности труда. Результаты заставляют задуматься: за последние пять лет расходы на рабочую силу в Латвии увеличились на 46,2%, что втрое опережает темпы роста продуктивности на предприятиях. Об этом говорится в исследованиях, проведенных Латвийским университетом. Латвия в целом теряет конкурентоспособность, по этой причине остро необходимы структурные изменения в экономике.
Исследования Банка Латвии, Министерства экономики и Министерства финансов говорят о том, что в 2023 году прирост продуктивности на латвийских предприятиях может замедлиться, а в 2024-2025 годах рост возможен не более чем на 3%, что не позволит сократить разрыв между средними показателями производительности предприятий Латвии и Евросоюза. Недостаточен и нынешний уровень инвестиций в экономику Латвии – от желаемого уровня в размере не менее 25,5% от ВВП страна отстает на 3 процентных пункта на протяжении последних, как минимум, десяти лет.
Крайне низки вложения в нематериальные активы – это видно при сравнении, например, со Швецией. Отставание Латвии от Швеции по соотношению накопленного капитала на одного работающего более чем в два раза. По вложениям в продукты интеллектуальной собственности Латвия почти в 15 раз отстает от Швеции. Отмечено отставание и в обеспечении инфраструктуры, и в качестве рабочей силы.
Итого, сочетание этих факторов позволяет предполагать, что при сохранении нынешних трендов в экономике – влияние санкций, неспособность кардинально решить проблему с энергоносителями, высокие ставки налогов, неблагоприятная демографическая ситуация – рассчитывать в перспективе на улучшение ситуации с безработицей – на стоит.