РИГА, 24 фев — Sputnik. Среди совладельцев второго по величине энергетического предприятия Латвии Latvijas Gāze — российский "Газпром". Из-за этого приходится продавать Gaso и это же являлось причиной упреков со стороны властей в адрес Latvijas Gāze перед выборами. Как сейчас обстоят дела в компании и на балтийском рынке, рассказал глава предприятия.
- Почему продают Gaso, а не Latvijas Gāze?
- По законам Латвийской республики, Gaso — стратегическая инфраструктура, единственная компания, которая занимается распределением газа в городах. После сделанных летом поправок к закону, нам надо ее продать из-за российских акционеров. LG — компания торговая. Их в регионе и мире много — там не может быть никаких ограничений, потому что свободный рынок — это конкуренция.
- Что про продажу думает "Газпром"?
- 100% Gaso принадлежит LG — этот пакет контролируем мы, менеджмент компании. У нас есть поручение (на продажу) от акционеров. Я и занимаюсь этим процессом. Окончательное решение, конечно, будет приниматься на совете LG, когда будет понятен покупатель и цена, которую он дает. Но предварительное согласие на продажу мы от акционеров получили.
- Почему государство не купит Gaso?
- Эта тема полностью конфиденциальна. Переговоры идут с разными покупателями. Но окончательное решение будет утверждаться кабинетом министров — от этого зависит государственная безопасность. Цены на услуги Gaso и впредь должны будут согласовываться Комиссией по регулированию общественных услуг — в принципе, государством. Gaso само не сможет устанавливать тарифы.
- Не хочет ли LG расстаться с "Газпромом" или наоборот?
- Этот вопрос надо задавать акционерам. На сегодня среди наших акционеров есть не только "Газпром", но и правительство Германии — оно полностью переняло (компанию) Uniper. Другого акционера — фонд Marguerite Gas — финансирует Еврокомиссия и шесть больших инвестиционных банков ЕС.
Так что у нас широкий круг акционеров. Не только российская сторона, но и серьезные европейские политики. Такие вопросы — к ним. Я просто нанятый работник. Мне не принадлежит ни одна акция.
- Получает ли Латвия российский газ?
- Прошлой осенью мы объявили, что с 1 января наш договор (о поставке газа из России) "заморожен". О том же объявили и все остальные компании региона: поставка российского газа запрещена в Латвии, Литве, Эстонии. И Финляндия ее тоже приостановила.
На потребительских договорах домохозяйств это никак не отразится — это к ним напрямую не имеет отношение. Ведь молекула природного газа любого происхождения — норвежского, американского, катарского и другого — она одинакова.
С 1 января в наш регион поступает газ из разных уголков мира, закачанный через терминалы LNG. Ни одна молекула российского газа сюда попасть не может — это невозможно! В отличие от бензина, который можно поставлять разными путями, газ можно поставить только через два терминала в регионе — в Финляндии и Клайпеде, где мы все и закупаем с 1 октября. Там проводятся строгие проверки даже не поставок, а квалифицированных поставщиков — ни единой возможности для манипуляции.
- Насколько дороже сжиженный газ?
- Технологически понятно, что трубопроводный газ поставляется под большим давлением по трубам, а СПГ надо сперва индустриально переработать в жидкий, при температуре минус 169 градусов транспортировать, а потом регазицифицировать на терминалах. Это все расходы.
Газом торгуют на биржевых площадках, а там нет вопроса себестоимости и затрат: цена строится одинаково — для трубопроводов и СПГ. Главное — ситуация на рынке. Прошлой осенью была большая паника, что всем не хватит, поэтому рынок поднимал цены. По большому счету, не из-за удорожания производства. Единственная разница, что для получения сжиженного газа в трубы, его надо регазифицировать — это тоже стоит денег. Но зима была теплой, приближается весна, скопились приличные запасы в хранилищах, поставок на кораблях достаточно для покрытия потребления, это дает давление на цены — они сокращаются.
- Права ли Литва, что давно построила СПГ-терминал?
- Такого анализа особо никто не делал. Но Литва получила конфликтную ситуацию с российскими поставщиками лет на 5-6 раньше. Из-за этого они тогда и приняли политическое решение, строить альтернативные поставки через Клайпеду. Эти 5-6 лет литовский газовый рынок все финансировал, покрывая расходы Клайпеды — их газ получался намного дороже, чем трубопроводный. Латвия, Эстония, Финляндия получали все это время газ по трубам — платили намного меньше литовцев.
Когда началась война, конечно, они сразу получили большое преимущество, потому что у них был альтернативный путь поставки, а у нас — нет. Это вопрос стратегии и политики каждого государства. Мы платили пять лет мало, они — дороже, сейчас, год спустя, все мы платим одинаково, несмотря на то что терминал — в Литве. Если бы мы зимой ощутили дефицит газа в Латвии, то могли бы смотреть в прошлое и говорить, что политики тогда приняли неправильное решение — надо было строить терминал раньше. Но дефицита мы не ощутили.
Зимой Латвия не была приоритетной в очереди на Клайпедский терминал. Поэтому наше правительство и Сейм, как и Эстония с Финляндией, приняли решение разрешить поставки (из России) до 1 января — не было особой альтернативы.
- Нужен ли СПГ-терминал в Скулте?
- Как торговцу газом, мне это, конечно, выгодно. Чем больше путей поставки, тем лучше. Для потребителей это всегда вопрос, сколько придется платить за новую инфраструктуру. Особенно при такой уже развитой своей инфраструктуре, как в нашем регионе: в мире немного мест, где она так хороша, как в Балтии — большое хранилище, развитый трубопровод, два терминала…
Вопрос, готовы ли частные инвесторы вкладывать деньги без гарантий государства? Если нет, то государство должно либо само строить терминал, либо отказаться. Надо иметь в виду, что рынок потребления газа сокращается. Инвестиции в строительство терминала — высокие, а сколько газа там пойдет? Если недостаточно, то банки не будут финансировать. Так что вопрос гарантий придется решать правительству — давать или строить самим и взять риски на себя.
- Почему латвийские власти не любят LG?
- Нас использовали во время предвыборной кампании для достижения своих политических целей. Мы это очень чувствовали — партии даже рекламные ролики на нас делали. Это не была особо честная игра против восьмого по величине налогоплательщика страны, но я понимаю: политика есть политика. На сегодня мы не чувствуем никаких политических (гонений). Сегодня уже неактуально позиционироваться на нас — нет выборов… Мы намерены продолжить работу, как сильная торговая компания — со стороны менеджмента нет никакого повода думать, что с нами что-то плохое может случиться.
Если посмотреть на действия политиков, то, конечно, (политическое давление) чувствуется. Именно под нас принят закон. Как все дальше будет развиваться — в руках политиков.
- Когда Латвия будет энергетически независимой?
- Сам термин — ошибочный. Мы всегда будем энергетически зависимы, потому что у нас нет своих энергоресурсов — почти все импортируем. Вопрос — откуда. В Латвии малая доля возобновляемых ресурсов. Надо ставить вопрос, как диверсифицировать риски. И обязательно нужны базовые мощности — только если они есть, можно думать про возобновляемую энергию. Если воду можно накопить и в пиковые часы пустить, то для функционирования системы ветряной и солнечной энергии электричество нужно все время.
Поэтому нужен баланс, а не кидаться из одной стороны канавы в другую. Раньше у нас главная базовая мощность региона была на Игналинской атомной станции — мы могли все делать. Когда своей атомной энергии в странах Балтии нет, единственная серьезная мощность — наши термоцентрали (TEC), которые работают на газе. В Эстонии есть горючие сланцы, но они очень грязные — большие выбросы CO2 и других веществ.