РИГА, 14 фев — Sputnik. Сначала о том, что уже сделано. Опрос жителей в сравнении с предыдущими опросами 2021 и 2022 годов показал, что довольных доступностью учебных заведений рижан стало на 21% меньше; чистотой и внешним видом зданий — на 14% меньше; удобством передвижения на велосипедах — на 12% меньше, пишет газета "Сегодня".
Странно, велодорожки строятся, велополосы рисуются, а довольных все меньше и меньше. Представитель департамента не стушевался и пояснил, что велосипедистов стало больше, поэтому и недовольных стало больше. А по объективным показателям протяженность велополос и дорожек только увеличилась.
Люди и образование уходят в минус
Теперь о том, что планируется. Первое — продолжит уменьшаться число жителей. На 37 тысяч. Уменьшение числа жителей с высшим образованием — на 16%. С чего бы это? По мнению департамента, в предыдущие годы Рига перевыполнила "план", и жителей с высшим образованием стало больше запланировано, поэтому следует ожидать спада.
Впрочем, можно предположить, что, скорее всего, люди будут продолжать переезжать из неуютной Риги в Пририжье. А позволить себе такое могут состоятельные (читай — образованные) рижане. Вот и получается, что люди с высшим образованием будут покидать Ригу.
Число педагогов, которые пройдут курсы повышения профессиональной квалификации, планируется сократить на 21%. Это тоже объясняется чиновниками тем, что многие уже свою квалификацию повысили.
Из запланированного: способствовать реализации мероприятий по улучшению скорости общественного транспорта. Вот это не совсем понятно. Если на улицах вводятся ограничения скорости, если устраиваются новые пешеходные переходы и светофоры, если вводится посадка только через переднюю дверь, что само по себе не может не снижать общую скорость, то что реально собираются делать?
Можно интегрировать светофоры (и такая программа есть), можно делать отдельные полосы. И можно… ликвидировать остановки. Тут приходится отметить, что действительно предусмотрено убрать остановку "Ул. Аглонас" у 7–го трамвая, а остановки "Ул. Ледманес" и "45–я средняя школа" у 1–го трамвая объединить в одну — посередине. Кстати, довольных доступностью общественного транспорта за год стало на 9% меньше.
Фуры через Плявниеки
Меньше всего вызывает доверия проект "Освобождение Яунциема гатве от транзитного транспорта". За пять лет построить какую–нибудь объездную дорогу через соседние края невозможно, никаких готовых проектов.
В административном порядке грузовики можно заставить ехать по Рижской окружной до Деглава и затем повернуть на Восточную магистраль. Общее число фур от этого не изменится, а вот их пробег по территории Риги значительно увеличится. И загазованность мест, где они могут поехать, тоже.
Кстати, отдыхать и проводить свой отпуск вне Латвии предпочитают 77% опрошенных.
Куда уходят деньги
Все "активности", которые занимают 25 страниц убористым шрифтом, перечислить в газете практически нереально. Поэтому остановимся на "самых–самых".
Пристройка к Национальному театру (41 млн), обновление Дома конгрессов (13,5 млн), реконструкция зала "Аве сол" (5 млн), восстановление культурного центра "Ильгюциемс (2,5 млн), ремонтные работы в библиотеках "Резна", Плявниеки и Болдераи (0,55 млн), восстановление культурного центра "Иманта" (1,5 млн), 1–я очередь ревитализации Скансте (19,9 млн), развитие индустриального квартала на ул. Гранита (20 млн), развитие инфраструктуры зоопарка (11 млн), создание сети дешевого интернета (2,2 млн), 2–я очередь реконструкции Островного моста (24,3 млн), создание квартала культуры и спорта в Гризинькалнсе (37,45 млн), строительство Восточной магистрали (78,4 млн), восстановление моста Ульманя гатве через Марупе (1,25 млн).
А также перестройка Земитанского моста (27,3 млн), перестройка Воздушного моста (15 млн), рекострукция ул. Флотес (3,2 млн), перестройка Вантового моста (30 млн), строительство моста с ул. Твайка на Кунздиньсалу (17,7 млн), строительство Южной магистрали (от ул. Зиепниеккална до Виенибас гатве) (117,9 млн), интеграция "Рейл Балтика" в центр Риги (28 млн), улучшение энергоэффективности социальных домов (3,1 млн), развитие социальных услуг в Риге (2,6 млн), реконструкция роддома (26,6 млн), ремонт приютов (2,1 млн), реновация 1–й горбольницы (13,5 млн), восстановление социального дома на ул. Унияс, 49 (2,97 млн), строительство социального центра для бездомных на ул. Лубанас, 39б (1,5 млн), строительство пристройки и обновление оборудования во 2–й горбольнице (27,1 млн), восстановление поликлиники в Кенгарагсе (3 млн), создание приюта семейного типа для сирот (4 млн), улучшение инфраструктуры пансионатов (3 млн), благоустройство полицейских участков, оснащение и видеонаблюдение (16 млн), создание платформы решений самоуправления (18,4 млн), развитие системы планирования ресурсов (6,4 млн), дигитализация исторической строительной документации (2,5 млн), создание единого портала рижанина (1,45 млн), реализация 2–й очереди социальных домов на ул. Межрозишу (16,4 млн), ремонт и реконструкция социальных домов на ул. Биешу, 6, и Зиепью, 13 (8,2 млн). И еще многое другое.
Создание велоинфраструктуры (21,3 млн), реконструкция трамвайного полотна для движения низкопольного трамвая (66,8 млн), создание и восстановление остановок общественного транспорта по новому дизайну (4,5 млн), создание пунктов мобильности и пересадочных узлов у железнодорожных станций (58,6 млн), приобретение электробусов и создание систем их электропитания (40 млн), приобретение подвижного состава для независимого коридора движения общественного транспорта на ул. Дзелзавас (24,3 млн), создание этого коридора (40,2 млн), приобретение новых низкопольных трамваев (60 млн).
А также улучшение энергоэффективности школ и детских садов (30 млн), поддержка для улучшения энергоэффективности жилых зданий (28 млн). Спортзал для 93–й средней школы (6 млн), спортзал для 64–й и 74–й средних школ (6 млн), создание нового спортманежа на ул. Думбрая, 27 (15 млн), реконструкция ледового зала хоккейной школы "Рига" (3 млн), новый детский сад на ул. Дигнаяс, 4б (8,5 млн), реновация Спортманежа (3 млн), ремонт Задвинской музыкально–художественной школы (3 млн), строительство начальной школы в Межапарке (12 млн), ремонты школ и детских садов (27,3 млн), создание наружной спортивной инфраструктуры при школах (28 млн), ремонты школ в рамках их оптимизации (12 млн), строительство детского сада на ул. Гростонас, 6 (9,5 млн), создание образовательного центра при зоопарке (2,1 млн), создание Рижского центра науки, инноваций и изменения климата (18 млн), индивидуальная поддержка развития компетенций школьников (11,3 млн), поддержка для предотвращения прекращения школьниками учебы (6,8 млн), создание нового центра в области природоведения и технологий (10 млн), модернизация учебной среды (15 млн).
Восстановление здания на ул. Калькю, 1 (11 млн), восстановление здания на ул. Амату, 4 (3,3 млн), создание 5–й и 6–й очереди развития водоснабжения (37,3 млн), присоединение жилых домов вне ареала городской канализации и водопровода (20 млн) к городской сети, реконструкция канализационного коллектора на ул. Мукусалас (3,4 млн), реконструкция Карловского бассейна Городского канала (17,9 млн), ревитализация протоки Зунд (5 млн), укрепление набережной Мукусалы (22 млн), перестройка канализационных коллекторов (7 млн), ликвидация насосной станции на ул. Стирну и строительство коллектора (5,6 млн), санация притока Красная Двина (36,4 млн), санация притока Килевейна гравис (29,5 млн), ремонт и устройство уличного освещения (4,8 млн), развитие публичных пространств Старой Риги, Центра и Брасы (15 млн).
А также расширение Болдерайского кладбища (3 млн) и расширение Саркандаугавского кладбища (1,7 млн).
И это далеко не полный перечень всех задуманных активностей и нововведений столицы. Чиновники уже предупредили депутатов, что в план придется вносить коррекции.