РИГА, 10 фев — Sputnik. Если пофантазировать о представлении проекта бюджета Латвии на 2023 год в Сейм, получается, что министр финансов Арвилс Ашераденс вчера должен был прилететь с улицы Смилшу на улицу Екаба на надутом инфляцией воздушном шарике, пишет Арнис Клуинис в Neatkarīgā, анализируя документ.
В проекте бюджета расходная часть увеличена на 2,233 млрд евро, что на 18% больше, чем расходы бюджета прошлого года. По многим причинам эти 18% не покрывают дефицит, вызванный инфляцией в бюджетах отраслей, учреждений и семей.
У инфляции острые зубы
Во-первых, рост расходов на 18% едва превышает 17,3% - показатель прошлогоднего среднего уровня инфляции, который статистики рассчитали между, как теперь выясняется, умеренными ценами в январе 2022 года и высокими ценами в декабре 2022 года, но это никак не поможет ужиться с ростом цен в этом году хотя бы на прогнозируемые 8,5%.
Во-вторых, включение цен января 2022 года в расчет средней годовой инфляции не помогает оплатить осенние и зимние счета, когда цены уже выросли на 20-22%, а доходы многих жителей, учреждений, предприятий остались на уровне, указанном в законе о бюджете на 2022 год.
В-третьих, с учетом января или без в расчете инфляции, все это не исключает роста цен в некоторых категориях в двойном, даже тройном размере. Такой скачок цен вместо 17% или 20-22% неоднократно подтверждался увеличением расходов бюджета из "средств на непредвиденные случаи".
Так правительство справлялось с кризисными ситуациями, в том числе успокаивало наиболее организованные группы протестующих в течение 2022 года. Некоторые выбили хотя бы частичную компенсацию инфляции, которую правительство не могло и не хотело предоставлять всем.
В-четвертых, прогноз инфляции на этот год в размере 8% можно назвать отговоркой, потому что прошлогодние официальные прогнозы инфляции отличались от реальности в пять - десять раз.
В-пятых, болезненна не только инфляция, но и борьба с ней. С тех пор, как Латвия перестала сама печатать деньги, битва была поручена Европейскому центробанку. Он пообещал бороться с инфляцией, повысив ставки рефинансирования, но таким образом выросли государственные выплаты по процентам. Другими словами, страны должны занимать больше, чтобы в реальности тратить столько же или меньше – что остается после выплаты процентов. Значит, деньги мы видим примерно как воздушный шар, летящий над Латвией.
Конечно, без заимствований в этом году правительству не выжить. Уже упомянутое увеличение расходов на 2,233 миллиарда в бюджете покрывается увеличением доходов на 2,025 миллиарда. Судя по опыту последних лет, способность правительства покрыть годовой дефицит бюджета в несколько сотен миллионов кажется маловероятной.
Армии обязательно нужно много денег
Особой причиной тому, что средний рост финансирования в этом году отстает от инфляции, является навязанная правительству необходимость увеличить военный бюджет намного выше среднего показателя. В аннотации к бюджету на 2023 год приводится информация о том, что на новые приоритеты этого года выделено 710 млн евро, а на единовременные инвестиции в укрепление оборонных возможностей государства и поддержку Украины будет выделено 354 млн евро.
Все соседствующие с Россией страны увеличивают расходы на оборону. Но факт, что латвийская военная промышленность находится на зачаточной стадии, говорит об оттоке военных расходов за рубеж.
У здравоохранения заберут, потому что туда уже много дали
Новую, бережливую жизнь 2023 года правительство начнет за счет медицины, создав очень заметную диспропорцию между инфляцией и ее компенсацией. Это вчера у Сейма наглядно показали несколько человек. Здравоохранение было единственной отраслью, которая отправила людей на пикет в связи с внесением проекта бюджета в Сейм.
Арвилс Ашераденс ответил им теплыми словами из заранее подготовленной шпаргалки, мол, "дополнительное финансирование, предусмотренное на первоочередные меры в сфере здравоохранения, составляет 85,8 млн евро. Это предусматривает улучшения в области онкологии – более широкие диагностические возможности, повышение доступности и качества паллиативной помощи пациентам на дому, обеспечение специализированным питанием и включение новых онкологических препаратов в категорию компенсируемых лекарств. Также планируется продолжить существующую терапию пациентов и пересмотреть тарифы на оплату".
Все прозвучало красиво, и 85,8 млн — это, несомненно, больше, чем, например, 61,6 млн евро на повышение зарплат учителям, но по сравнению с уже существующим медицинским бюджетом это увеличение — едва заметно: 85,8 млн против 1,505 млрд — это менее 6%, что никак не компенсирует инфляцию. С одной стороны, наблюдается сокращение на треть бюджета на лекарства в сопоставимых ценах. С другой стороны, раздутое ковидной истерией финансирование не отнимается, только здравоохранение теперь должно дать ему более осмысленное применение, чем ковидные ритуалы.
"Преобразование экономики" произойдет незнамо как и незнамо когда
Составление самого бюджета и представление его на суд общественности уже обросло ритуалами или лозунгами, имеющими мало общего с реальной жизнью. В конкретном случае в проекте бюджета мало что оправдывает заявления о том, что "для осуществления экономических преобразований в ближайшие годы, согласно заявлению правительства, наиболее важными приоритетами являются национальная безопасность, образование, энергетика, конкурентоспособность и качество жизни, здоровье человека и общества". Можно верить или не верить в намерения и возможности правительства провести "преобразование экономики" в "последующие годы", но в этом году этого вообще не обещают, и делать не будут, учитывая, что важнейшим инструментом для этого считается госбюджет.