РИГА, 10 фев — Sputnik. Вчера Сейм рассмотрел проект постановления "Об открытом и публично понятном ходе реализации проекта терминала СПГ в Скулте". Оппозиция предложила поручить кабмину снять статус закрытой информации и обнародовать представленные стратегическим инвестором терминала СПГ предложения и другие связанные с этим вопросом документы.
По давней традиции почти любое предложение или просьба оппозиции попадает в мусорник. То же самое произошло и сейчас – Сейм большинством голосов не включил этот проект решения в повестку дня и не поддержал его, пишет Марис Краутманис в статье для Neatkarīgā.
Коммерческая тайна
Депутат Янис Патмалниекс ("Новое Единство"), главный политический куратор этого проекта, призвал не поддерживать предложение о снятии секретности. "В настоящее время кабинет министров работает над определением возможностей реализации проекта терминала СПГ в Скулте, – сообщил Патмалниекс. – На мой взгляд, это в наших общих интересах – дать возможность продолжать работу, связанную с оценкой предложения – это работа с привлечением экспертов в различных областях, чтобы иметь возможность максимально развернуто ответить на вопросы, интересующие всех нас, – вопросы о полезности и финансовой обоснованности проекта. Разглашение информации значительно усложнило бы работу учреждений и тем самым нанесло бы ущерб нашим общим интересам – желанию получить четкие и однозначные ответы о проекте Скултского терминала СПГ", – заявил Патмалниекс.
Столовой Сейма доверяют больше, чем стратегическому инвестору Скулте.
"Вокруг этого проекта создана завеса тайны, но некоторые вещи всем очень хорошо известны и доступны общественности. Например, то, что инициатором проекта является учрежденное двумя людьми общество – они сошлись и придумали, что помогут Латвии решить проблемы энергетической независимости", – сказал с трибуны Сейма Виктор Валайнис, представитель Союза зеленых и крестьян.
"Потом, конечно, создается акционерное общество (АО Skulte LNG Terminal - ред.), и, что интересно, у этого акционерного общества прекрасная репутация и финансирование — целых 35 тысяч, потом – еще 10 тысяч. И, кстати, обратите внимание, коллеги: паи капитала на сумму 10 000 покупаются за наличный расчет. Это показывает… это, конечно, демонстрирует "широкий охват" этого предпринимателя. Если посмотрим на финансовые показатели этого стратегического партнера, с которым сейчас работает правительство, то коллеги, простите, больше доверия к столовой Сейма, потому что финансовые показатели у столовой Сейма лучше, чем у этого стратегического инвестора. Коллеги, я уже пять лет слушаю про успехи стратегических инвесторов, как их будут проверять и работать с ними, что все пойдет как по маслу... как у нас будет свой терминал, будет работать. За это время мы многое повидали. Конечно, спонсор одной конкретной политической партии. Это была конкретная политическая партия, которой здесь больше нет (Новая консервативная партия — ред.), и это заставляет задуматься: а зачем мы все еще возимся с этим действительно сомнительным бизнесменом?" — спросил Валайнис.
Неизвестно, жизнеспособен ли проект
Депутат Яна Симановска ("Прогрессивные"): "Поговорка коренных жителей Дакоты гласит: "Если ты оказался верхом на дохлой лошади, слезай с нее!" Как мы узнаем, что лошадь сдохла? Мы на нее глянем, не так ли? Идея СПГ-терминала в Скулте — дохлая лошадь или нет? Я бы с удовольствием глянула, но не могу, потому что у меня нет доступа к данным. Как это возможно, что депутаты не имеют доступа к данным, чтобы узнать, жизнеспособен ли проект, требующий государственных денег?
Предыдущий Сейм закон о Скултском терминале принял очень поспешно. В то время условия были другие, надо было быстро отказаться от российского газа, надо было искать другие решения. Сейчас газа в регионе достаточно, это подчеркивают и представители Latvenergo. В СМИ появляются противоречивые сообщения о господдержке проекта. Никаких цифр разработчики якобы не приводили, но если проект так хорош, как они говорят, экономически выгоден, то зачем проекту вообще нужна господдержка или госгарантии? Почему Latvenergo не участвует в Скултском проекте, а заключила долгосрочный договор о поставках с Клайпедского терминала в объеме 50% от того, что вообще нужно Латвии? Почему именно в Скулте? Это лишь некоторые из вопросов, на которые правительство не ответило".
Ранее уже сообщалось, что премьер-министр Кришьянис Кариньш неожиданно сказал крайне интересные вещи. 8 февраля он откровенно возмутился информацией, предоставленной потенциальным инвестором Скултского терминала, в которой якобы "нет никаких цифр". "Это очень интересно: кто-то предлагает что-то сделать и не может написать черным по белому, чего он хочет", — сказал премьер-министр.
Политики добавил: если инвестор потребует невозможного, его не поддержат. В качестве примера премьер привел частные гарантии: "Государство не гарантирует ни одному предпринимателю прибыль; мы не даем таких гарантий ни в одной отрасли. Почему же вдруг в этом случае?"
"Я не позволю никому извне водить за нос страну и налогоплательщиков", — пообещал премьер.
Защитники окружающей среды: "Сейм выступает за секретность и непонятность"
В субботу активисты пикетировали против проекта терминала в Скулте. "Мы возражаем против использования ископаемого сырья, — сказал председатель правления общества Protests Клавс Веселюнс. — Проект терминала в Скулте устарел, просрочен, неактуален и вреден для окружающей среды. Не исключено, что новый терминал в Клайпеде и Финляндии сможет покрыть потребности Балтии и Латвии. Мы не видим смысла продвигать этот проект. Неприемлемо и его расположение – в Рижском заливе, напротив Скулте".
Ни до, ни после пикета представители власти не пытались общаться с организаторами протеста, и никак не реагировали.
Марта Тимрота, представитель Общества защиты прибрежной среды, также подтвердила отсутствие реакции. Она следила за пленарным заседанием Сейма, на котором было отклонено предложение "Об открытом и публично понятном ходе реализации проекта терминала СПГ в Скулте". "Это абсурд! Значит, большинство Сейма выступает за тайный и непонятный ход проекта в Скулте!"— прокомментировала Тимрота.