РИГА, 9 фев — Sputnik. Крестьяне в Литве выливают молоко на поле или в канализацию, а также бесплатно раздают на рынке в знак протеста против низких закупочных цен. Курземские крестьяне в эту субботу планируют похожую акцию в Лиепае, сообщает TV3.
В Латвии более 10 000 молочных ферм. 30% молока остается в стране, остальные 70% экспортируются. Хуже всего тем, чье молоко продают кооперативы в Литве, потому что эпицентр молочного кризиса находится именно там: один завод остановился, другой сократил производство, китайский рынок для литовцев закрылся. Кроме того, в Европе перепроизводство молока, а из Алжира европейское молоко было вытеснено в результате сделки страны с США.
В итоге закупочные цены на молоко в Латвии упали ниже 30 центов за литр, что значительно ниже себестоимости.
"Хозяйства не смогут так просуществовать долгое время. Речь даже не о месяцах. У нас нет сбережений, чтобы поддерживать производство месяцами при таком резком падении цен, это невозможно", - подчеркнул Янис Ирбе, зампредседателя Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций.
Если в ближайшее время ситуация не стабилизируется и не улучшится, без государственной поддержки не обойтись. По оценкам, для спасения молочной промышленности потребуется до 16 миллионов евро в месяц. Однако государство не планирует выплачивать какие-либо компенсации или субсидии для преодоления кризиса.
"На данный момент я не вижу физических возможностей найти или обратиться к правительству за экстренным финансированием. У нас его просто нет", - пояснил министр земледелия Дидзис Шмитс.
На его взгляд, крестьяне должны были отложить деньги на черный день, когда закупочная цена была высокой. Однако молочники напоминают: деньги пошли на модернизацию ферм.
Возможно, после этого кризиса в Латвии станет намного меньше молочных хозяйств. Председатель правления Центрального союза молочных производителей Латвии Янис Шолкс считает, что государство могло бы оказать поддержку тем, кто прекратит деятельность и ликвидирует стадо, чтобы бывшие производители молока хотя бы не оставались банкротами.