РИГА, 2 фев — Sputnik. В свежем индексе восприятия коррупции Латвия заняла 39-е место из 180 государств — это худший результат в Балтии. Премьер-министр Кришьянис Кариньш обвинил во всем советское наследие.
"Коррупция — это чума, унаследованная со времен оккупации, и нужно продолжать ее искоренение там, где мы ее выявляем", — заявил премьер-министр.
Заместитель главного редактора журнала "Открытый город" Владимир Вигман задает вопрос: куда в сознании премьера исчезли три десятка лет жизни в независимой Латвии?
Он напомнил, что еще в девяностые годы партии приходили к власти под знаменами "Выжжем коррупцию каленным железом", но по-настоящему эту лошадку оседлал в начале 2000-х Эйнарс Репше и его партия "Новое время", которая и привела Кариньша в политику. С течением времени название этой партии менялось – "Единство", "Новое Единство", но не менялись ее обещания положить коррупции конец.
"Вот уже два десятка лет партия находится у власти, из ее рядов назначались премьер-министры, министры и даже один вице-президент Еврокомиссии. Было создано Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) с самыми широкими полномочиями. Потом эту тему нещадно эксплуатировали бывшие руководители KNAB Юта Стрике и Юрис Юрашс вместе с Янисом Бордансом и "Консервативными". И где результаты?" – спрашивает Вигман.
Последняя громкая попытка борьбы с коррупцией в Латвии произошла совсем недавно, когда предыдущий министр финансов Янис Рейрс отстранил от должности генерального директора Службы государственных доходов (СГД) Иеву Яунземе. Произошло это после ряда громких скандалов в возглавляемом ей ведомстве.
Так, в ходе расследования дела о найденном в Кокнесе рекордном грузе в 2 тонны кокаина полиция признала подозреваемыми четырех человек, которые в период с 2018 по 2019 год были сотрудниками СГД. Не исключено, что они способствовали ввозу наркотиков на территорию Латвии.
В апреле 2021 года 29 сотрудников СГД на Тереховском посту таможенного контроля были задержаны по подозрению в коррупции, 21 из них признан подозреваемым. Это крупнейшая операция по задержанию нечестных чиновников в истории СГД.
Министерство финансов ожидало, что после этого Яунземе реформирует руководство таможней, но этого не произошло. В результате через год по подозрению во взяточничестве были арестованы еще 15 сотрудников СГД.
А в самом конце прошлого года стало известно о причастности непосредственных подчиненных Яунземе к сфабрикованным уголовным процессам, финансовым проверкам "по заказу", вымогательству денег от предпринимателей за невозбуждение дела и т. д.
В январе заявление об отставке подал многолетний директор департамента налогового и таможенного управления СГД Каспарс Подиньш, против которого осенью было возбуждено дисциплинарное дело в связи с возможными преступлениями в его структурном подразделении.
И после всего этого новый министр финансов Арвилс Ашераденс, к слову, однопартиец Кариньша, восстановил Яунземе в должности.
"То есть премьер-министр не видит в этой истории никаких примет коррупции и списывает на наследие времен оккупации. Ну какое после этого "восприятие коррупции" должно быть у общества? И на какое место в рейтинге Transparency International Латвия может рассчитывать?" – задает риторический вопрос Вигман.