Количество электромобилей резко выросло. За счет госбюджета

Число электромобилей, зарегистрированных в Латвии, постепенно растет. Хотя основными их покупателями являются государственные предприятия, которые делают это на бюджетные же деньги. В целом автопарк в стране продолжает стареть
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 25 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. Данные Автомобильной ассоциации Латвии свидетельствуют – в 2022 году в Латвии было зарегистрировано 1068 новых машин с электрическими двигателями. Президент ассоциации Андрис Кулбергс подчеркивает, что произошел резкий скачок – за год число увеличилось в 2,6 раза. Удельный вес электромобилей в общем числе машин в Латвии на конец года составил 6,4%, что на 3,5% больше, чем годом ранее. Правда, рыночная доля электромобилей в Латвии, по словам президента ассоциации, все равно примерно вдвое ниже, чем в среднем в Евросоюзе.
Резкий прирост числа электромобилей объясняется программой, которую в начале прошлого года запустило министерство защиты среды и регионального развития, – совокупно 10 миллионов евро было выделено на софинансирование при покупке электромобиля частными лицами или организациями. Правительство выплачивало 4500 евро в качестве софинансирования при покупке нового электромобиля, 2250 евро – при приобретении подержанных электромобилей и новых гибридных авто с внешней зарядкой. 1000 евро предлагалось в качестве дополнительной платы при пересадке на электромобиль с прежнего, с двигателем внутреннего сгорания, при утилизации последнего.
Советское наследие поможет Латвии перейти на электромобили
По данным на середину 2022 года, по этой программе было приобретено чуть более 200 электрических и гибридных автомобилей, на что было потрачено более 960 тысяч евро. Более 9 миллионов евро из программы софинансирования, по данным на июль, оставались невостребованными.
Самыми популярными в 2022 году стали электромобили марки Nissan – 196 (прирост к прошлому году в 6,8 раза), на втором месте – Audi – 126 машин, это в 4,5 раза больше, чем годом ранее, на третьем месте – Volkswagen - 116 машин, прирост на 87,1%.
Однако более детальный разбор статистических данных показывает: основными покупателями новых электромобилей стали отнюдь не среднестатистические латвийцы. Большую часть машин купили корпоративные клиенты, из которых существенную долю составили именно госпредприятия – по сути, электромобили для госчиновников и работников госпредприятий приобретались за деньги налогоплательщиков.
Так, порядка 50% Nissan Leaf было куплено компаниями, и большую часть машин приобрели предприятия Latvenergo и Latvijas pasts. О сверхприбыли Latvenergo на волне роста цен на электричество говорилось много раз, да и Latvijas pasts объявляла в прошлом году об увеличении тарифов.
В сегменте легких грузовых электромобилей предложение выросло с четырех моделей в 2021 году до 10 моделей в 2022-м. Крупнейшими покупателями таких машин стали предприятия VanWorks (100 машин MB Sprinter), Omniva Latvija – 65 Renault Master. Национальные вооруженные силы приобрели 87 машин Nissan Navara, Latvijas pasts купила 82 Renault Master.
В прошлом году Latvenergo открыла заправочную станцию для собственного автопарка электромобилей, прямо во дворе своего административного здания. Пока "зеленый курс" остается в топе, возможно, его приверженцы за деньги налогоплательщиков найдутся и в других министерствах и на госпредприятиях.
Однако, общая тенденция не изменилась: автопарк страны стареет. Если до кризиса в 2008 году из зарегистрированных впервые в Латвии новым был каждый третий автомобиль, то сейчас это только каждый пятый. Более половины из впервые зарегистрированных машин в Латвии в 2022 году – старше 11 лет (в 2008-м таких было 26%). И это данные о ввезенных в Латвию машинах. Понятно, что общее состояние автопарка, с учетом уже имеющихся авто, еще более удручающее. Электромобили пока остаются "игрушкой" для более состоятельной и крайне немногочисленной части населения и, конечно, для крупных компаний и государственных организаций.