РИГА, 17 янв — Sputnik. В начале года оппозиция Сейма соседней Литвы вновь "вытащила из-под сукна" вопрос о радикальном повышении пенсионного возраста до 72 лет, которое якобы Литве навязала Еврокомиссия и молчаливо поддержало правительство Ингриды Шимоните, пишет Роландс Петерсонс в статье для Neatkarīgā.
Пенсионный возраст в Литве, как и в Латвии, постепенно повышается с целью достижения планки в 65 лет. Планируется, что в Литве это произойдет на год позже, чем в Латвии, - в 2026 году. Откуда в таком случае взялась идея повышения пенсионного возраста до 72 лет к 2040 году, о которой сейчас начались дебаты в Литве?
Еврокомиссия вводит общественность в заблуждение
Оказывается, еще в январе 2021 года Еврокомиссия придумала очередной "Зеленый документ" (Green paper) — набросок отраслевой политики, который необходимо вынести на общественное обсуждение, чтобы потом оценить его результаты и, возможно, внести какие-то конкретные изменения в политику. На этот раз он посвящен старению, качеству жизни пожилых людей и пенсионной системе. Официальное название документа — "О старении. Содействие межпоколенческой солидарности и взаимной ответственности". Пандемия во многом затмила эту и другие неактуальные в то время инициативы, и в Латвии документ остался практически незамеченным вне круга профессионалов и профильных неправительственных организаций.
Документ формально посвящен началу дискуссии о том, как в полной мере использовать потенциал безнадежно стареющего европейского общества и найти необходимые политические решения. Речь в нем не только о повышении пенсионного возраста, но и о целом комплексе мер, включающих улучшение здоровья и качества жизни пожилых людей, уход за ними, а также трудовую миграцию и так далее. Однако, как признают представители ЕК, "более продолжительная рабочая жизнь является одним из важнейших решений в этой ситуации".
Потом уже последовало несколько конкретных идей, которые – вполне логично – вызвали беспокойство в литовском обществе.
Согласно недавним прогнозам Eurostat, коэффициент возрастной зависимости (разница между числом людей в возрасте 64 лет и старше и числом людей в возрасте 20–64 лет) в ЕС в 2040 году останется на том же уровне, что и в 2020-м, только в том случае, если продолжительность трудовой жизни увеличить до 70 лет. Однако между государствами союза существуют значительные различия, отражающие различные проблемы в Европе.
Прогнозы показывают: для того, чтобы национальный коэффициент возрастной зависимости в 2024 году оставался неизменным по сравнению с 2020 годом, Мальте, Венгрии и Швеции необходимо увеличить продолжительность трудовой жизни до 68 лет, а Литве и Люксембургу — до 70 лет.
Уже в 2019 году коэффициент возрастной зависимости существенно отличался — от 22 в Люксембурге до 39 в Италии и 38 в Финляндии, утверждают авторы "Зеленого документа" Еврокомиссии.
Правящие в Литве вынуждены оправдываться
Из контекста понятно, что Литва вошла в "Зеленый документ" как показательный пример. С тем же успехом там могла бы быть и Латвия, где демографическая ситуация очень похожа. Но также понятно, что такого рода "бумаги" ЕК могут годами лежать на полке, если они не имеют политической поддержки, или, наоборот, их могут вытащить на свет божий и выдать за правду в последней инстанции, если они поддержку имеют. Следует сразу добавить, что, согласно действующему законодательству, пенсионный возраст является вопросом компетенции самого государства; чиновники ЕК могут только что-то рекомендовать.
В то же время упоминание 72 лет в одной строке с Литвой стало поводом для серьезного беспокойства у соседей.
"Нецелесообразно рассматривать повышение пенсионного возраста на семь лет. Нельзя создать пенсионную систему без учета состояния здоровья пожилых людей", — признала представитель президента Литвы.
Представители литовского правительства спешно опровергли планы повышения пенсионного возраста выше планируемых в настоящее время 65 лет.
"Эта рекомендация Еврокомиссии не столько касается повышения пенсионного возраста, сколько создания благоприятных условий для людей, которые хотят и могут оставаться на работе до этого возраста", — заявил председатель комиссии Сейма по социальным вопросам Миндаугс Линге.
Глава отдела пенсионного обеспечения Минблага Литвы Инга Бушкуте также подчеркнула, что дискуссия о повышении пенсионного возраста сверх запланированного в настоящее время в Литве не ведется, но признала: такие международные организации, как ОЭСР и ЕС, рекомендуют в будущем отодвинуть выход на пенсию. Но она пообещала: когда дискуссии начнутся, они будут публичными.
"Я бы сказал, что повышение пенсионного возраста – это "слишком теоретическая" дискуссия. Она началась два года назад, когда власть имущие пытались обсудить вопрос. Повышение пенсионного возраста — это очень сложная тема в политике, близкая к политическому самоубийству. С другой стороны, у нас имеются объективные показатели против повышения, например, ожидаемая продолжительность здоровой жизни, где мы сильно отстаем от Европы. Если, например, в Швеции они составляют в среднем 73 года, то в Литве мы сейчас не достигаем даже 60 лет здоровой жизни", — резюмировал оппозиционный депутат Сейма Линс Кукурайтис.