РИГА, 8 янв — Sputnik. Быть может, напуганные предсказаниями разнокалиберных экспертов латвийцы решили наесться напоследок, чтобы было что вспоминать весь наступивший год? В любом случае главным индикатором благосостояния или бедности латвийца может считаться наличие свободных мест на стоянке у торгового центра и тележек для покупок внутри его, пишет газета "Сегодня".
Так вот, во многие дни их попросту не было: за тележками выстраивались длинные людские хвосты, а автомобилисты нарезали круги возле огромных, но занятых под завязку паркингов.
Что говорят эксперты? Для предприятий розничной торговли нынешний год был успешнее предыдущего, по крайней мере если смотреть на показатели продаж. Данные Центрального статистического управления показывают, что за 11 месяцев этого года в сравнении с соответствующим периодом прошлого оборот предприятий розничной торговли, или стоимость торгуемых товаров, вырос на 22%, говорит Агнесе Буцениеце, и. о. главного экономиста одного из коммерческих банков Латвии.
Помогли инфляция и пандемия
Конечно, в этих 22% скрыт подвох. Разумеется, стремительному приросту способствовало повышение цен. Однако, несмотря на высокую инфляцию и спад покупательной способности населения, на неполные 5% выросли и физические объемы продаж.
Такой результат помогли обеспечить и прирост числа работающих, и повышение доходов, и государственная поддержка, и накопления пандемийного времени. Существует и еще один аспект, который надо учитывать. Это эффект смягчения пандемийных ограничений, что позволило вновь возрасти потоку людей и, соответственно, объему покупок в местах торговли.
Например, в ноябре прошедшего года объемы продаж были на 10,7% больше, чем годом ранее. В прошлом году с конца октября до середины ноября могли работать только те магазины, которые торговали товарами первой необходимости. Большая часть непродовольственных магазинов на время были закрыты. Поэтому неудивительно, что на таком фоне в ноябре этого года мы видели резкий прирост продаж, особенно в тех местах торговли, которые в основном торгуют непродовольственными товарами (+23,4% объема).
Что мы покупали?
И за 11 месяцев этого года от отмены пандемийных ограничений больше всего выиграли торговцы непродовольственными товарами, объемы продаж которых за 11 месяцев увеличились на 9,5%. Самый стремительный прирост наблюдался в торговле спортивными товарами и играми, одеждой и обувью, а также подержанными товарами. Существенный прирост также показала розничная торговля металлоизделиями, красками и стеклом, книгами, газетами и канцтоварами, а также часами и ювелирными изделиями. Год не был успешным для предприятий, которые торговали вне магазинов, поскольку с уменьшением спроса сократились объемы продаж. Спад наблюдался и в тех магазинах, которые в основном торгуют садовыми товарами и товарами для домашних животных.
Объемы продаж автомобильного топлива в прошлом году были примерно на уровне прошлогодних продаж. Весной и летом отмечался спад. Тогда цены на горючее были самыми высокими, и, соответственно, была самая высокая мотивация ограничивать потребление топлива. Также возможно, что часть жителей в этом году заменила ближние путешествия на автомобиле, которые были популярны во время пандемийных ограничений, на дальние путешествия самолетом. В свою очередь, например, в ноябре наблюдался довольно резкий рост объемов продаж топлива.
Продукты питания в 2020-м мы покупали больше. В магазинах, которые в основном торгуют продовольствием, зарегистрирован прирост в размере 1,4%. Правда, летом продукты питания люди покупали немного меньше. Это, возможно, связано с тем, что жители в этом году, особенно в теплые месяцы, чаще трапезничали в кафе и ресторанах. В последние месяцы объемы продаж продовольственных магазинов также немного сокращаются, особенно в специализированных продовольственных магазинах. Это, скорее всего, указывает на то, что жители начинают экономить, утверждают в банке. Продукты питания – одна из крупнейших категорий расходов любой семьи. Под влиянием дороговизны жизни жители пересматривают свои привычки покупки продовольствия, приспосабливая корзину приобретаемых продуктов к своим финансовым возможностям.
Ждем прогноза погоды
В целом по розничной торговле мы еще не видим выраженной тенденции, что жители существенно бы ограничивали свои покупки в магазинах. Хотя объемы продаж отступили от мартовского пика, в ноябре их уровень был таким же, как в апреле. В течение последнего полугодия объемы продаж сокращаются совсем немного или даже стоят на месте. В ноябре их немного пришпорили различные компании скидок в рамках "черной пятницы", которая в этом году началась даже раньше и длилась дольше, чем обычно.
С началом года инфляция по-прежнему продолжит расшатывать покупательную способность населения и приглушать спрос, прогнозирует экономист. К тому же, если зима продолжится дольше декабрьских морозов, солидный объем денег придется направлять на оплату счетов, связанных с жильем.
Это означает, что спрос на товары и услуги, которые не относятся к первой необходимости, уменьшится. Объемы розничной торговли наращивать будет трудно, предупреждает банковский аналитик.
А нам остается надеяться, что эти прогнозы в очередной раз не сбудутся.