РИГА, 28 дек — Sputnik. Пока следователи собирают улики и выстраивают версии, Россия тихо и спокойно проводит подготовку к дорогостоящему ремонту "Северного потока", что осложняет выдвижение теорий об организаторах сентябрьской диверсии, пишет The New York Times. Полный перевод выполнен порталом ИноСМИ.
Пятнадцать с лишним лет тому назад, когда газопровод "Северный поток" между Россией и Германией был всего лишь идеей, шведское правительство провело исследование и выступило с предупреждением о рисках, которыми чревата прокладка важных объектов энергетической инфраструктуры по дну Балтийского моря.
Аналитики написали, что трубопровод будет уязвим даже для самой примитивной диверсии, а осуществлять подводное наблюдение за ним практически невозможно.
"Достаточно одного водолаза, чтобы установить взрывное устройство"? - утверждало Шведское оборонное исследовательское агентство в 2007 году.
Сегодня европейские следователи столкнулись почти с таким сценарием. Официальные лица и эксперты говорят, что взрывчатку могли сбросить в воду с кораблей либо установить на дне моря с использованием подводных лодок или водолазов.
Однако сложно представить, чтобы в эпоху постоянного спутникового наблюдения и слежения, на пике энергетического кризиса и в период повышенной готовности Европы в связи с вооруженным конфликтом на Украине судно могло крадучись подобраться к важному трубопроводу, установить там бомбу, а затем раствориться без следа.
Балтийское море — почти идеальное место для совершения преступления. Его дно пересекают во всех направления телекоммуникационные кабели и трубы, за которыми никто не ведет пристальное наблюдение. По морю постоянно ходят суда из девяти граничащих с ним стран, и они легко могут исчезнуть из вида, отключив ответчики системы слежения.
Также Балтика - гигантский могильник неразорвавшихся боеприпасов и химического оружия, сброшенного туда после двух мировых войн. Часто проводятся экспедиции по очистке морского дна от таких препятствий, а это значит, что накоплен богатый опыт производства подводных взрывов.
После взрывов Польша и Украина открыто обвинили Россию, однако доказательств не представили. Глава шведской контрразведки Дэниел Стенлинг отказался делать предположения об исполнителе диверсии, но напрямую связал подрыв "Северного потока" с разведывательными действиями России.
Отсутствие газа в трубе на момент взрыва вызывает серьезные сомнения в достоверности теории о том, что взрывное устройство запустили по трубе с помощью скребка для проверки и очистки трубопровода.
Решение шведских властей сохранить детали расследования в тайне от западных союзников вызвало различные кривотолки и предположения – например, что следователи уже раскрыли это дело, но хранят молчание из стратегических соображений. Это не так, заявил Стенлинг.
"У нас нет конкретных доказательств, – подчеркнул он. – Но я надеюсь, что они у нас появятся".
В последние недели фирма Nord Stream AG начала готовить смету ремонтных работ на трубопроводе, намереваясь восстановить его и возобновить подачу газа. По данным анонимного источника,, одна предварительная смета ремонта начинается с 500 миллионов долларов. Работающие на Россию консультанты также проверяют, сколько могут продержаться в соленой морской воде поврежденные трубы.
В связи с этим возникает вопрос: если Россия взорвала собственные трубопроводы, то зачем ей проводить дорогостоящие работы по их восстановлению?
Эти взрывы не очень выгодны России: она вынуждена продолжать оплачивать транзит газа Украине, не может с легкостью использовать свое обещание о поставках дешевого газа Германии для отрыва этой страны от ее европейских союзников, и ей предстоят огромные расходы по ремонту.
Но диверсия практически гарантирует, что до весны газовые цены для европейцев будут очень высокими. А еще она создает стимул для стран ЕС подтолкнуть Украину к переговорам о скорейшем окончании боевых действий, потому что они создают угрозу наземным трубопроводам, по которым газ идет на запад.
Одна из труб "Северного потока – 2" осталась неповрежденной, а это значит, что в случае острой нехватки газа Германия может пойти на попятную и разрешить России приступить к прокачке газа.
Диверсия на "Северном потоке" также вызывает вопросы о том, какие еще объекты инфраструктуры могут подвергнуться нападению. Разрушившим трубопровод взрывом едва не повредило кабель, по которому Швеция поставляет электроэнергию в Польшу.