РИГА, 26 дек — Sputnik. Правительство Латвии на первом рабочем заседании приняло решение о выделении Латвийской железной дороге дополнительное финансирование на покрытие издержек на 2021 год — расходов на социальные гарантии работников, а также на содержание и модернизацию инфраструктуры. Сумма 30,66 миллиона евро. Однако в следующем году вопрос о финансовой стабильности LDz встанет вновь – без российских грузов компания убыточна, пишет Neatkarīgā.
Решение правительства дотировать LDz продиктовано как правовыми, так и экономическими обстоятельствами.
LDz - особая компания в Латвии, только у нее есть договор с государством в лице Минсообщения, согласно которому государство обязуется покрывать убытки компании. Со своей стороны, LDz обязуется поддерживать в рабочем состоянии железнодорожные пути со всем оборудованием. Договор был заключен со ссылкой на регулу Евросоюза об обязательствах стран-членов ЕС по поддержанию общедоступной дорожной инфраструктуры. По правилам ЕС, железнодорожная инфраструктура в Латвии может быть использована любой другой транспортной компанией из ЕС.
С экономической точки зрения содержание путей за счет государства продиктовано с одной стороны необходимостью обеспечить железнодорожные перевозки пассажиров, с другой – есть неопределенность в отношении того, возобновится ли поток грузов из России, за счет которого LDz в свое время могла содержать пути и платить значительные суммы налогов государству.
Если бы было известно, что таких грузов не будет еще пару лет, возможно, несмотря на существующий объем пассажироперевозок, рельсы стоило сдать на металлолом, чтобы не множить потери государства, говорится в статье. Однако такой ясности нет – вдруг грузы вернутся и придется кусать локти из-за упущенной выгоды и потерянной отрасли (рабочие места, специфические знания и навыки, возможность влиять на перемещение транзитных грузов за пределами Латвии и др.).
Решение правительства от 20 декабря о выделении LDz 30,66 млн евро фактически означает перевод денег из одного государственного кармана в другой без участия самой LDz. Компания добивалась своего и раньше, используя свой статус крупного государственного предприятия, чтобы жить в долг. При этом LDz остается в долгу как перед Службой госдоходов (СГД), так и перед своими работниками, в отношении которых не был улажен вопрос социальных выплат.
"Люди не могут получать пособия по болезни или выйти на пенсию", - сетуют министры нового правительства Кришьяниса Кариньша на халатность министров старого правительства Кариньша.
Годами неуплаченные LDz налоги СГД объясняет пунктом закона "О налогах и сборах", согласно которому налогоплательщики, оказавшиеся в затруднительном финансовом положении, могут договориться с СГД об отсрочке в уплате налога. Особый порядок продления срока уплаты налога предусмотрен в законе о преодолении последствий распространения инфекции COVID-19.
LDz подтверждает, что использовало закон о COVID-19 и продлило сроки уплаты некоторых налогов на три года. Сюда же относятся обязательные взносы государственного социального страхования. В таких условиях социальное обеспечение по болезни, беременности и прочим случаям остаются. Пенсии по старости рассчитываются на основе суммы фактических взносов и теперь будут увеличены, после того как будет уплачен отсроченный налоговый платеж.
Не пора ли ликвидировать LDz?
Разрушение транзитного бизнеса уже политически оплачено ответственной за транспортный сектор Консервативной партией и министром Талисом Линкайтсом. Эта компания осталась за бортом 14-й Сейма и правительства. Оставленные Линкайтсом долги должен взять на себя Янис Виттенбергс из Национального объединения.
Увы, 30,66 миллиона — это гособязательства только за 2021 год, точно так же придется рассчитываться за 2022-й. Премьер-министр Кариньш попросил Витенбергса и министра финансов Арвилса Ашераденса до конца февраля прояснить долги LDz за 2022 год. В этом случае расходы можно было бы включить в госбюджет на 2023 год, не используя практику последних лет с раздуванием расходов на непредвиденные случаи.
Еще одним каналом поступления денег в LDz является госзаказ на поднятие платформ на 48 станциях и остановках, чтобы платформы были на одном уровне с полами пассажирских электричек, которые еще строятся. Таким образом, LDz получила 44,4 миллиона евро, которые сможет использовать для оплаты наиболее неотложных счетов.
Но главное - в ближайшие месяцы министру сообщения Янису Витенбергсу предстоит определить перспективы LDz, которые скрыты в дыму СВО на Украине. А дальше правительству Кариньша придется принимать решение, быть или не быть LDz, заключает газета.