РИГА, 15 дек — Sputnik. Имена нацистов украшают программы Гарварда, Стэнфорда и Космического центра НАСА, пишет New York Times. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Американские институты от НАСА до армии США не только признают бывших высокопоставленных нацистов — но порой даже прославляют их. Причем речь идет не о безвестных охранниках концлагерей, случайно проскользнувших мимо иммиграционной службы. Отнюдь, это исторические личности, чьи отношения с Америкой общеизвестны.
Как США перешли от борьбы с нацистским злом к восхвалению бывших преступников? Все началось по окончании военного "медового месяца" между Москвой и Западом. Когда Германия была побеждена и разделена, злейшим врагом Америки тут же стал Советский Союз.
Чтобы соперничать с Кремлем, Вашингтону понадобились технологии и состоятельная Западная Германия как оплот против дальнейшего расползания коммунизма по Европе. Бывшие нацисты могли предложить ценный опыт. Горстку видных деятелей Третьего рейха в Нюрнберге повесили, но черное прошлое многих других попросту зачеркнули, позволив им начать все с чистого листа и возвысив их до партнеров и союзников в холодной войне.
К 1960-м годам, когда космическая гонка шла полным ходом, бывший офицер СС Вернер фон Браун вовсю встречался с президентами США. СМИ подавали его чуть ли не как чародея математики, который отправит Америку на Луну.
Компания германского промышленника Альфрида Круппа владела фабрикой, которую выстроили узники Освенцима. На ней трудилось почти 100 000 подневольных рабочих, в том числе военнопленные и дети. В Нюрнберге Крупп был осужден за военные преступления и преступления против человечности, но в 1951 году приговор ему смягчили, и он вышел на свободу.
В 1974 году, меньше чем через тридцать лет после окончания войны, было объявлено, что Гарвард получит 2 миллиона долларов (в сегодняшних деньгах с поправкой на инфляцию это примерно 12 миллионов) от Фонда Альфрида Круппа — и никто даже не возмутился. Эти средства пошли на создание кафедры европейских исследований и выплату соответствующих стипендий.
Фонд Круппа спонсирует и Стэнфордскую программу стажировок для студентов в Германии, которая подается как "уникальная и престижная". Тот факт, что Крупп был военным преступником, упоминается на сайте программы лишь единожды.
Но даже реабилитация Круппа меркнет на фоне откровенного обеления фон Брауна и Курта Дебуса, ученых Третьего рейха, которые разработали Гитлеру смертоносную баллистическую ракету "Фау-2". Ракеты строили узники концлагерей, которые трудились в бесчеловечных условиях в печально известном подземном комплексе близ Дора-Миттельбау. На производстве ракет погибло минимум 10 000 человек.
Но даже членство фон Брауна и Дебуса в нацистской партии не помешало им получить работу в рамках пресловутой операции "Скрепка", по которой Вашингтон вербовал бывших нацистских ученых на работу в Америке.
Фон Браун переехал в Хантсвилль, зарождающийся центр американской космонавтики. Сегодня в городе и его окрестностях находится множество памятников бывшему нацисту: его имя украшает исследовательский зал Университета Алабамы в Хантсвилле, Центр театральных искусств и планетарий.
В туристическом комплексе Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде есть конференц-зал доктора Курта Дебуса. Директор Космического центра Кеннеди Джанет Петро приняла премию доктора Курта Дебуса от Комитета Национального космического клуба Флориды.
Но, пожалуй, самый поразительный пример обеления нацистов — это Редстоунский арсенал, военная база близ Хантсвилля, где в честь фон Брауна назван целый комплекс зданий.
Хотя в США понемногу расправляются с памятниками военачальникам Конфедерации, возвеличивание кузнеца гитлеровского оружия продолжается как ни в чем ни бывало. Поразительно, что армия, НАСА и ведущие университеты открыто прославляют нацистских оружейников.