РИГА, 12 дек — Sputnik, Дмитрий Ермолаев. За десять месяцев этого года в латвийских портах перевалено в 11 раз больше угля, чем за весь 2021 год. С января по октябрь этого года обработано 6,771 миллиона тонн этого груза.
Не такими высокими темпами, но растет транзит через латвийские порты контейнеров и лесоматериалов. Если в прошлом году в морских гаванях республики было обработано контейнеров суммарным весом в 3,6 млн тонн, то в этом году этот показатель уже превысил 4 миллиона тонн. Такой же рост наблюдается и в перевалке лесоматериалов, с 3,7 млн тонн до 4 с небольшим миллионов тонн.
В провале оказались такие статьи, как минеральные удобрения, нефть, нефтепродукты и металлы. Но за счет угля, контейнеров и леса латвийская транзитная отрасль демонстрирует неплохие показатели. За десять месяцев этого года уже перевалено на 5 миллионов тонн грузов больше, чем за весь 2021 год.
Подобный ренессанс транзита не мог не сказаться на загрузке латвийской железной дороги. Общий тоннаж железнодорожных перевозок вырос только за десять месяцев этого года до 18,2 млн тонн. Это на 650 тысяч тонн больше, чем за весь прошлый год.
Отметим, что в структуре железнодорожных грузоперевозок более 90 процентов составляют транзитные перевозки по так называемому коридору Восток – Запад. Латвийская железная дорога в этом году перевезла лишь 1,44 млн тонн внутренних грузов. Это на 15 процентов меньше, чем в прошлом году.
А вот общий грузооборот транзитных грузов латвийской железной дороги растет. В этом году за десять месяцев он составил уже 14,835 млн тонн, что на 1,4 млн тонн больше, чем за весь прошлый год.
Само время опровергло заявления ныне формирующего правительство Кришьяниса Кариньша о ненужности для Латвии транзита. Напомним, что в марте 2021 года Кариньш заявил, что модель работы транзитного и банковского бизнеса в Латвии устарела и не может сделать страну богатой.
"Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом. Ну куда он нас заведет. Мы возили и возим нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные вещества, насыпные грузы в наши порты. Идет через нашу, так сказать, территорию — но государство от этого, к сожалению, не становится богатым", — заявил полтора года назад Кариньш.
По мнению главы правительства, транзит не только не сделает Латвию богатой, наоборот, такое "транзитное мышление" задерживает развитие экономики страны.
"И это самое транзитное мышление — покупать, продавать, везти, что мы станем богатыми, — мы поэтому не являемся богатыми. Это мышление есть то, что нас долго задерживало, этому противоядием является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита", — отметил в марте 2021 года Кариньш.
Нынешние выборы в Сейм показали, что латвийские избиратели и транзитные олигархи считают по-иному. Главным трендом осенних выборов в Сейм стало возвращение в политику латвийских олигархов, которые, казалось, были окончательно разгромлены в предыдущее десятилетие. А наиболее влиятельный из них, многолетний фактический хозяин Вентспилса и король латвийского транзита Айварс Лембергс успел даже посидеть в тюрьме.
Контролируемый недавним арестантом Союз зеленых и крестьян (СЗК) занял второе место на выборах в Сейм, получив более 12 процентов голосов избирателей и, соответственно, 16 депутатских мест из 100.
Третье место из семи прошедших в Сейм партий занял "Объединенный список", составленный в том числе из перебравшихся в него из СЗК бывших сподвижников Лембергса. Возглавляет данную новую партию Улдис Пиленс, друг еще одного олигарха и экс-премьера Андриса Шкеле.
Завершает олигархический призыв в парламент партия "Латвия на первом месте" воскресшего из политического небытия третьего латвийского олигарха, бывшего министра сообщений и вице-премьера "транзитчика" Айнарса Шлесерса.
Мы видим, как сложно идут переговоры Кариньша о создании нового правительства. "Объединенный список", за которым чувствуются и находящиеся в оппозиции "транзитчики", изматывает Кариньша в долгих переговорах.
А транзит тем временем растет, являясь базой "транзитных олигархов".
Остается задаться вопросом из сферы идеологии марксизма, последователи которого утверждали, что экономический базис определяет политическую надстройку. Посмотрим, будет ли возрождение латвийского транзита способствовать возвращению олигархов–транзитчиков во власть. И не потерпит ли отвергавший необходимость для Латвии развития транзита Кариньш поражение.