РИГА, 24 окт — Sputnik. Кришьянис Кариньш предложил учредить должность министра по политике в области климата, окружающей среды и энергетики. Правда, старый–новый премьер тут же заверил, что особого увеличения финансовых расходов не будет, поскольку департаменты окружающей среды и энергетики просто заберут из структуры министерства среды и регионального развития и министерства экономики соответственно.
И хотя сперва на публику остальные коалиционные партии выразили недовольство этой инициативой Кариньша, впоследствии молча согласились. Можно предположить, что вопрос о расширении правительства минимум на один министерский портфель решен.
Если же коалиционные партнеры решатся в ходе дележа пирога власти последовать настойчивым рекомендациям президента, то тогда в структуре правительства могут появиться еще и посты госминистров — фактически министров "без портфеля", то есть только со своими секретариатами или даже без оных. Например, мог бы быть создан пост госминистра по делам детей и демографии, госминистра по дигитализации…
Глава лёгонькой такой промышленности
Интересно, что недавно ветеран латвийской политики Александр Кирштейнс (TB–Visu Latvijai!) в социальных сетях по поводу предложения создать еще одно министерство долго иронизировал, проводя параллели с Советской Латвией, в которой было множество министерств — например, министерство легкой промышленности, министерство автомобильных и шоссейных дорог, министерство мясной и молочной промышленности…
Вообще в Латвийской ССР была весьма сложная и разветвленная административно–бюрократическая система исполнительной власти, которая наряду с министерствами (например, МВД или Минюста) включала и госкомитеты, председатели которых тоже, как министры, входили в состав Совета министров ЛССР — например, Комитет по труду, Комитет по государственному планированию (Госкомитет), Комитет по ценам…
Кстати, во времена Первой республики в Латвии с управлением страной легко справлялось девять министерств. Они продолжили работать и после госпереворота Карлиса Улманиса, взяв на себя еще и функции законодательной власти.
Их было гораздо больше
Зато в первом правительстве после принятия декларации о восстановлении независимости была аж 31 должность!
Наряду с премьером Годманисом и двумя освобожденными вице–премьерами было еще 28 министров. Да, были и министры по делам леса, по рыбной промышленности, по морским делам, просто министр промышленности, министр торговли…
Уже тогда, в 1990 году, стали практиковать систему, которую очень хорошо запомнил Эгилс Левитс, ведь он появился в Латвии и делал первые шаги в политике именно в начале 1990–х. В ту пору появились все те же госминистры или министры по особым поручениям — или впоследствии госминистры. Так, в правительстве Гайлиса, которое проработало всего с 1993 по 1994 год, было 16 "обычных" министров, включая премьера, и 13 госминистров.
Уже в начале 2000–х от постов госминистров отказались. И не только и не столько из экономии, а чтобы госминистры при министерствах не путались под ногами и не создавали двоевластие с полноценными руководителями министерств.
Оптимизация вам только снится
Правы те политики, которые все–таки призывают, особенно в кризис, не плодить министерства и вообще не увеличивать административный аппарат, а, напротив, его сокращать. Вот только едва ли дело дойдет до конкретных шагов в этом направлении.
На днях, впрочем, появилась информации о том, что многострадальный межведомственный координационный центр, работающий при правительстве, будет ликвидирован.
Однако радость сторонников оптимизации была недолгой. Выяснилось, что данная структура будет включена или присоединена к Госканцелярии и все 25 сотрудников ликвидируемого центра продолжат выполнять свои обязанности уже под крышей Госканцелярии. Таким образом, никакого реального сокращения госаппарата не предвидится.