РИГА, 15 окт — Sputnik. С сентября этого года большинство медицинских учреждений повысило цены на услуги. Повышение неоднозначное — что-то подорожало на четверть, что-то — наполовину, некоторые цены не изменились вовсе, пишет Zinas.tv3.lv.
Эйнарс Гиелс, исполнительный директор MFD Health Group, а также Стелла Лапиня, председатель правления Ассоциации центров здоровья и Центральной лаборатории, подтверждают, что цены на медицинские услуги действительно растут, и рост, скорее всего, продолжится.
"Тенденция роста цен есть. И я думаю, это только начало", — говорит Лапиня и поясняет, что энергетический кризис на нее повлиял непосредственно. "Посмотрим, что будет со счетами за электроэнергию. Например, в одной из 12 поликлиник объединения в феврале этого года счет за электроэнергию составлял 5 243 евро, а в июле – уже 16 822 евро. У нас затраты как минимум в три раза выше". Она добавила, что цены на медицинские услуги отнюдь не повышены пропорционально.
Гиелс также указывает, что цены растут неадекватно быстро не только в секторе здравоохранения: электроэнергия, теплоснабжение, заработная плата, обеспеченность материально-технической базой и другие элементы взаимосвязаны и в целом обусловливают удорожание медицинских услуг.
Оценивая влияние повышения цен на медицинские услуги, и Лапиня, и Гиелс отмечают: явно существует определенный риск, что из-за роста стоимости жизни некоторые пациенты могут быть вынуждены отказаться от своего здоровья и в результате пострадают от запущенных болезней.
"Вот почему мы не повышаем эти цены так резко, как следовало бы, а вместо этого работаем над сокращением наших расходов. Этой зимой люди будут под давлением по всем позициям, а здоровье очень важно", — говорит Лапиня.
Она добавляет: "Наша беда на национальном уровне в том, что существует большая нехватка оплачиваемых государством услуг. В нашей стране очень высокий процент того, за что пациент платит сам. Это нонсенс – мы все платим налоги и хотим получать медицинские услуги".
Она добавляет: "Наша беда на национальном уровне в том, что существует большая нехватка оплачиваемых государством услуг. В нашей стране очень высокий процент того, за что пациент платит сам. Это нонсенс – мы все платим налоги и хотим получать медицинские услуги".
Лапиня также выразила надежду на какую-то государственную поддержку, которая могла бы облегчить бремя энергетического кризиса, чтобы не пришлось еще больше повышать цены на услуги.
Гиелс отметил, что уже есть тенденции: пациенты оценивают свою платежеспособность и выбирают отказ от того или иного обследования или услуги, либо ждут, что будет дальше. Именно это и произошло в первый год пандемии COVID-19, когда страх побуждал пациента ждать и не обращаться за медицинской помощью.
"В результате такого ожидания, а также с учетом необходимости реабилитации инфицированных COVID-19, спрос на медицинские услуги резко вырос в первой половине этого года, а сейчас, когда снова чувствуется неопределенность, пациенты ждут. Нельзя однозначно сказать, что цена будет единственным фактором, определяющим, решит ли пациент заботиться о своем здоровье. Я бы сказал, что в целом люди не будут отказываться от медицинских услуг, а будут больше оценивать, хотят ли они получить услугу с повышенным сервисом и комфортом, или они решат подождать и получить услугу, оплаченную государством. Это значит, что на медицинские учреждения ляжет большая нагрузка по оказанию услуг, оплачиваемых государством, это нужно учитывать", — пояснил Гиелс.