РИГА, 28 сен — Sputnik, Олег Высокогородский. Встреча ученых-историков в Полоцке была приурочена к 250-летию первого раздела Речи Посполитой, в ходе которого в состав Российской империи вошли Даугавпилс, тогда под названием Динабург, и сердце Латгалии – Резекне.
Напомним в этой связи, что Даугавпилс, основанный рыцарями в 1275 году, с момента создания Речи Посполитой в 1569 году и по 1772 год, за исключением непродолжительных периодов контроля над городом Россией и Швецией, находился в составе польско-литовского государства. Резекне же с 1582 по 1772 год также находилась в составе Речи Посполитой.
В рамках разделов Речи Посполитой к России отошли Инфлянты Польские, уникальный исторический регион, который, по сути, является нынешней Латгалией.
В Латвии незамеченным осталось знаковое событие, 250 лет присоединения Резекне и Даугавпилса к России, а зря. Ведь хитросплетения исторических событий в восточной области Латвии напрямую влияют на перспективы страны, особенно с учетом высокой самостоятельности регионов.
А вот на конференции в Полоцком государственном университете не забыли отметить, что разделы Речи Посполитой касались территорий, которые сейчас входят в состав не только Польши, но и Литвы, Латвии, Беларуси и Украины.
По сути, этот регион до сих пор связан историческими внешне незаметными связями, основанными на нахождении территорий в позднем Средневековье в составе польско-литовского государства. А надо отметить, что во времена кризисов старые геополитические матрицы дают о себе знать.
Так было в ходе польского мятежа 1863–1864 годов в губерниях Царства Польского и в Западном крае Российской империи. В последний, опять же, входили земли, ныне расположенные в Литве, Латвии, Беларуси и на Украине.
И вот на этом большом пространстве в 1863–1864 годах действовали как чисто польские отряды, так и поляки, пытающиеся казаться местными, своими.
Конечно же, в Латгалии это был Леон Плятер, который вместе с единомышленниками задумывал в 1863 году осуществить авантюру – захватить Динабургскую крепость и перерезать железную дорогу из Петербурга в Варшаву. Завершился данный смелый план фактическим провалом. Заговорщикам удалось лишь захватить правительственный обоз с оружием, после чего группу Плятера пленили местные крестьяне и передали властям.
Но в случае Леона Плятера интересно другое, а именно его идентичность. Род Плятеров – это ополяченная знать рыцарского ордена. То есть Леон Плятер был местным, позиционировал себя как местный, но ориентировался на польское движение. И , собственно, считается именно польским революционером.
На конференции в Полоцке ученые рассказали и о другом "гибридном" польском революционере, который рядился уже в белорусские национальные одежды. Это Константин Калиновский, чьи почитатели уже полтора столетия называют его на белорусский манер Кастусем.
На заседании в Полоцком университете российский историк Александр Дюков представил публике доселе неизвестный документ, а именно настоящее предсмертное письмо Калиновского, написанное им в тюрьме незадолго до казни, адресованное его невесте Марии Ямонт. Письмо на польском языке, подписано именем Константин, а не Кастусь.
То есть все эти легенды о белорусской идентичности Калиновского, его призывы к белорусскому народу являются вымыслом. Он, как и Леон Плятер, являлся именно польским революционером.
Как это относится к современности? Давайте порассуждаем. Латвия поддерживает киевский режим, на стороне которого, например, воюет полк имени Кастуся Калиновского, бойцов для которого готовят из числа выходцев из Беларуси именно в Варшаве. Полк с виду белорусский, а, по сути, подготовленный в Польше. Так же как и Леон Плянер, с виду местный, а так ориентировавшийся на польское национальное движение.
В 2013 году, через 150 лет польского восстания президент Латвии Андрис Берзиньш вместе с главой Польши Брониславом Комаровским открыли в Даугавпилсе памятную доску в честь Леона Плятера. Характерно, что данное мероприятие подготовил польский культурный центр в Даугавпилсе, крайне активно продвигающий уже много лет практическими делами концепцию польской идентичности Инфлянт Польских, то есть Латгалии.
А вот теперь задумаемся. На южной части пространства земель бывшей Речи Посполитой, на Украине, уже полыхает конфликт, во многом спровоцированный и поддерживаемый Польшей. Нынешний киевский режим опирается на Варшаву. А вот понимают ли в Латвии, с какой целью Варшава актуализирует польскую идентичность на этом пространстве?
В 1863 году именно латгальские крестьяне, арестовав группу Леона Плятера, пресекли попытки вовлечь Инфлянты Польские в водоворот восстания. А вот хватит ли мудрости у нынешних жителей Латгалии, да и Латвии в целом, прекратить играть в игру Варшавы на пространстве Речи Посполитой? В которое некогда входила и значительная часть территории Латвии.