РИГА, 8 сен — Sputnik. Оказывается, запасти туалетную бумагу в самом начале пандемии было весьма мудрым финансовым решением. Теперь, если ваш шкаф в ванной до сих пор забит рулонами туалетной бумаги, вам больше не нужно этого стыдиться, пишет Bloomberg. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Дефицит туалетной бумаги в 2020 году стал первым предупредительным сигналом о масштабных сбоях в цепочках поставок, с которыми глобальной экономике очень скоро предстояло столкнуться. Сейчас оптовые цены на туалетную бумагу подскочили до рекордно высокого уровня.
Уолл-стрит надеется, что худший период инфляционной волны уже позади. Но одного взгляда на промышленный сектор через призму производства туалетной бумаги достаточно, чтобы понять, что ценовое давление не ослабевает. Одна и та же картина наблюдается во всех европейских отраслях производства – от стекла, керамики и синтетических волокон до алюминия, цемента, удобрений и десятков других товаров повседневного спроса.
Как и в случае с выпуском других товаров, главная проблема с производством туалетной бумаги сейчас заключается в стоимости электроэнергии. Превращение древесины в целлюлозу, а затем в туалетную бумагу – это очень энергозатратный процесс. А в настоящий момент цены на электроэнергию в Европе в 15 раз выше, чем десять лет назад.
Компания Hakle GbmH, крупный немецкий производитель туалетной бумаги с вековой историей, на этой неделе подала заявление о банкротстве - "масштабное" повышение цен на электроэнергию и сырье загнало ее в угол.
До недавнего времени правительства большинства европейских стран были сосредоточены на том, чтобы помочь домохозяйствам справиться со скачками цен, как правило, забывая об обрабатывающей промышленности.
Производители опасаются, что их единственный способ остановить стремительную потерю денег – это сократить производство, что, в свою очередь, приведет к дефициту, который подстегнет цены. Они уже выставляют сетям супермаркетов значительно более высокие цены, чем в начале лета.
В результате оптовая цена на туалетную бумагу на этой неделе выросла до рекордных 2200 евро за тонну – для сравнения в январе 2021 года она стоила менее 900 евро. По словам руководителей отрасли, в октябре цены продолжат расти.
Повышение оптовых цен скоро отразится на ценниках товаров на полках супермаркетов. В этом году многие компании, такие как Proctor & Gamble и Kimberly-Clark, немного подняли цены и уменьшили длину рулонов туалетной бумаги, чтобы сохранить свою прибыль. В среднем сегодня рулоны стали на 6–8% короче, чем год назад, и на 8-10% дороже. В четвертом квартале этого года рулоны туалетной бумаги, скорее всего, станут еще короче.
Конечно, разница между туалетной бумагой и, скажем, керамической плиткой или сельскохозяйственными удобрениями огромна. Но все эти товары объединяет то, что оптовые цены продолжают расти, объемы производства снижаются, а дефицит приводит к дальнейшему подорожанию.