РИГА, 4 сен — Sputnik. Для того чтобы избиратель проголосовал за партию Х, он сперва должен стать избирателем. Многие отказываются от этого удовольствия, пишет газета "Сегодня".
Нет, это не шутка и не игра слов: августовский опрос общественного мнения агентства SKDS показал, что по–прежнему 25% не определились, за кого им голосовать, а более 14% респондентов вообще не планируют участвовать в выборах.
Хотя социологи моделируют и рейтинг партий с учетом неопределившихся, подобное моделирование является очень условным. Ведь есть вероятность того, что по крайней мере какая–то часть из этих 25% неопределившихся и вовсе до избирательных участков не дойдет. То есть так и не решит, за кого им голосовать.
В чем же причины "апатии" избирателей? Их по меньшей мере четыре.
Первая причина — неверие в то, что при помощи выборов можно что–то изменить. На разочарование политическим процессом, политиками и вообще выборами указывают и другие многочисленные опросы общественного мнения. Правдивость опросов подтверждается и тем, что от выборов к выборам избирательная активность в Латвии все ниже.
На прошлых выборах в Сейм, в 2018–м, явка составила всего 55% от имеющих право голоса. Двумя годами позже, на внеочередные выборы в Рижскую думу, на участки пришло чуть более 40% имеющих право голоса. Эксперты полагают, что и на выборах в 14–й сейм 1 октября явка будет или такой, как была четыре года назад, или даже меньше.
Вторая причина — хроническое невыполнение политиками во власти своих обещаний. Это не только раздражает избирателей, но и заставляет многих из них голосовать ногами. Какой смысл читать предвыборные программы и слушать предвыборные обещания, если и так ясно, что их никто не планирует выполнять?
Третья причина — усталость от выборов, которые у нас происходят ежегодно, начиная с 2018 года. Судите сами. В 2018–м — выборы в 13–й Сейм, в 2019–м — выборы в Европарламент, в 2020–м — внеочередные выборы в Рижскую думу, в 2021–м — выборы в самоуправления, в 2022–м — выборы в 14–й Сейм.
Еще одна, четвертая, причина — часть граждан просто запуталась в таком "обильном меню" — 19 партий и обьединений, часть из них с очень похожими названиями. Такое обилие участников, возможно, создает у части избирателей ощущение несерьезности процесса. И действительно: зачем баллотироваться от маленькой и никому не известной партии, заранее понимая, что шансы равны нулю?
Есть и еще одна причина, о которой многие предпочитают не говорить вслух: многие избиратели по–прежнему не понимают, как эта выборная система работает. Им почему–то кажется, что отказ от голосования — это тоже своего рода форма протеста.
Нет — не участвуя в выборах, вы просто отдаете право влиять на результаты выборов тем, кто пришел и проголосовал. И в результате к власти могут прийти те силы, которых вы вовсе не хотели видеть в парламенте и тем более в правящей коалиции. Поскольку минимальной явки не существует, своим бойкотом вы не можете сорвать выборы или поставить под сомнение их легитимность.
Конечно, принято красиво говорить, что участие в выборах — это гражданский долг. Но едва ли напоминание о гражданском долге, как своего рода обязанности, будет стимулировать людей участвовать в выборах. Скорее это задача политиков, лидеров мнений, убедить сомневающихся и неопределившихся все–таки прийти на выборы. Пока с этой задачей политики справляются весьма плохо.