РИГА, 31 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Последние четыре года консерваторы ожесточенно пытались добиться реализации проекта строительства терминала СПГ в Скулте. Компания Skulte LNG Terminal была регистрирована в 2016 году и в числе ее истинных выгодоприобретателей значится Петерис Рагауш, предприниматель американского происхождения, спонсор Консервативной партии. В мае 2022 года 20% капитала предприятия приобрела компания Virši-A, владелец динамично развивающейся сети автозаправочных станций в Латвии.
Несколько лет проект фактически стоял на месте. И лишь с введением санкций против РФ после начала СВО на Украине, после принятия Сеймом решения о прекращении поставок в Латвию газа из России по газопроводу в Инчукалнс, и, главное, после достигнутой договоренности консерваторов с коалиционным объединением "За развитие!", проект получил импульс к реализации. Судя по всему, накал страстей был немалым – не зря вопрос о строительстве терминала СПГ в Латвии решался в кабинете министров за закрытыми дверьми, а к обсуждению вопроса была привлечена даже спецслужба в лице Бюро по защите Сатверсме, в ведении которого находится вопрос о предоставлении доступа к гостайне. Кстати, именно этот аргумент, если судить по словам премьер-министра, позволил снять с дистанции конкурентов Skulte LNG Terminal – проект по строительству терминала СПГ в Риге, на Кундзиньсала.
На заседании правительства был не только утвержден проект строительства терминала СПГ в Скулте, но и достигнута договоренность о том, что ему будет предоставлен статус "объекта национальных интересов". Географически терминал будет расположен в Саулкрастах, в порту Скулте. С Инчукалнским подземным газохранилищем его свяжет газопровод.
Сам терминал, по сути, представляет собой трубу, выходящую в море и позволяющую пришвартоваться газовозу. Уникальным проект делает именно его соединение с Инчукалнсом. Стоимость соединения с газохранилищем несколько лет назад оценивали в 40 миллионов евро – по миллиону за каждый километр трубы. Сейчас, без сомнения, затраты выросли.
Министр экономики Латвии Илзе Индриксоне после заседания правительства, на котором вопрос строительства терминала СПГ был решен положительно, заявила, что предоставление проекту статуса "национального достояния" означает, что к нему будет применяться упрощенная и ускоренная административная процедура согласования как в процессе проектирования, так и строительства. Реализовать проект планируется до осени 2024 года. Раньше запустить его, хотя бы частично, вряд ли представляется возможным. Кроме того, министр отметила, что Сейм может принять все необходимые решения по терминалу еще при нынешнем составе парламента. Аргументы срочности те же, что и обычно: "Это важное решение и для правительства, и для Сейма – обеспечить энергетическую безопасность, энергетическую независимость и, главное… ресурсы по доступной цене".
Откуда возьмется газ для терминала – в правительстве не сообщали.
Зато было отмечено, что вопрос о государственном участии в проекте еще находится в стадии решения. Первоначально, еще в ходе весенних дебатов, звучали заявления о том, что весь проект будет осуществляться исключительно "на деньги частных инвесторов". Сейчас выясняются подробности: аудиторская компания PricewaterhouseCoopers намерена провести анализ рисков (за счет государства?), чтобы выяснить, в каком формате в проект может быть вовлечено государство, с учетом возможных расходов и предполагаемой рентабельности терминала. Один из вариантов – предоставление государственных гарантий на реализацию проекта. Тогда получение кредитов на проектирование и строительство, безусловно, пойдет легче, однако на сумму предоставленных гарантий увеличится (формально) госдолг государства.
Что заявили о строительстве предполагаемого терминала должностные лица, так или иначе имеющие отношение к этому проекту? Председатель краевой думы Саулкрастов Нормундс Лицис сообщил, что при принятии решения о предоставлении проекту статуса объекта национального интереса, правительство игнорировало принципы хорошего управления. На протяжении двух последних лет правительство так и не нашло времени, чтобы сообщить об оценке влияния этого проекта на окружающую среду (Саулкрасты – курортный город). "Услышанное на пресс-конференции создало впечатление об абсолютном игнорировании принципов хорошего управления среди высших государственных политических лиц", – заявил мэр. Он подчеркнул, что, учитывая ситуацию на Украине, он понимает всю сложность положения, однако, на его взгляд, подобное решение нельзя было принимать без согласования с самоуправлением, где планируется возведение терминала.
Член правления Общества защиты прибрежной среды Марта Тимрота объявила, что строительство терминала в Рижском заливе около Саулкрастов непонятно. Довольно странно, отметили в обществе, что решение принято до того, как сделана техническая оценка проекта и определены все статьи расходов. К тому же предприниматели, которые с 2016 года так и не смогли подготовить заключение о влиянии на окружающую среду, сейчас получают поддержку от государства. "Это заставляет задать вопрос: как предприятию, оборот которого за последние два года равен нулю, государство решило доверить реализацию столь масштабного проекта? Не придется ли в результате за все платить жителям?" – недоумевает Тимрота.
Вопросы, надо отметить, риторические. Поскольку за услуги терминала так или иначе будут платить все жители страны, получая газ, возможно, платить придется и по гарантиям за полученные на строительство займы.
Политик Иварс Зариньш, комментируя решение правительства, задается вопросами в социальных сетях: "Если СПГ в Скулте планируется предоставить статус объекта национального интереса, то почему правительство не планирует провести конкурс на реализацию проекта, чтобы выбрать лучшее для Латвии решение? Latvenergo и Conexus должны были бы принять участие в этом конкурсе! Интересы спонсоров партий власти опять важнее, чем интересы латвийского общества? Что характерно – ни правительство, ни владельцы проекта не смогли представить обществу хоть какой-то обоснованный расчет, который бы показал, что через терминал в Скулте мы сможем покупать тот же самый газ намного выгоднее, чем покупали бы его через терминалы в Клайпеде и Палдиски, не тратя деньги на строительство своего".