РИГА, 30 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Инициаторы поправок – Госполиция и министерство сообщения – заявляют, что в стране постоянно растет число нарушений скоростного режима. Причем значительную их часть составляют случаи превышения скорости на 10–20 километров в час. Сейчас за это предусмотрена ответственность лишь в виде предупреждения. Вопрос уже рассматривался на заседании Совета по безопасности дорожного движения, и его участники поддержали ужесточение наказания.
Представитель главного управления полиции порядка Госполиции Артурс Смилга привел данные: 85% от зафиксированных фоторадарами нарушений – это превышение скорости именно на 10–20 километров в час. То есть, по его мнению, люди воспринимают подобное нарушение как нормальную практику, раз за это не штрафуют. Также представитель Госполиции отметил, что в отличие от 18 стран Европейского союза в Латвии штраф за превышение скорости в этом диапазоне не налагается.
Также и представители правительственной коалиции в парламенте высказывались в пользу ужесточения правил дорожного движения, говорили даже о введении ответственности за превышение "уже с первого километра в час".
Член правления Дирекции безопасности дорожного движения Айварс Аксенокс тоже выступает за ужесточение штрафов. Он считает, что участившиеся случаи нарушения скоростного режима на дорогах Латвии можно объяснить и внешними факторами: люди становятся более агрессивными на дороге в условиях пандемии и событий на Украине. И только лишь социальными кампаниями достичь нужного эффекта невозможно: "Нам надо искать способ снижения скорости на латвийских дорогах на эти 10 километров в час. Надо добиться, чтобы водители соблюдали установленную скорость. В каком виде принимать поправки к законам, как их применять в жизни - еще предстоит дискуссия, но нам надо двигаться в этом направлении".
Еще один вопрос, который, очевидно, вскоре появится на повестке дня законодателей, – введение ответственности за ликвидацию "экологической системы" очистки выхлопных газов. Проще говоря, штрафы за ликвидацию сажевых фильтров и системы AdBlue на дизельных автомобилях и катализаторов – на машинах с бензиновыми двигателями. Каждому водителю хорошо известны проблемы, которые появляются у машин в связи с работой этих систем уже через несколько лет эксплуатации автомобиля, особенно при использовании недостаточно чистого топлива.
На данный момент в Латвии хватает специалистов, которые могут вырезать DPF-фильтр (сажевый фильтр) и перепрограммировать компьютер автомобиля. Подобным же образом владельцев машин с AdBlue избавляют от необходимости постоянно заливать эту присадку в двигатель, в бензиновых машинах – также просто вырезается катализатор. Если двигатель автомобиля в порядке – даже после удаления сажевого фильтра показатели дымности остаются в пределах нормы, а работа мотора улучшается. Это удобное решение проблемы для владельцев относительно недорогих пользованных автомобилей, а альтернативой является покупка нового и дорогостоящего сажевого фильтра (катализатора). Рекламируются услуги автосервисов открыто.
При прохождении техосмотра невозможно определить, на месте сажевый фильтр или нет. Следов сварки не видно, компьютер автомобиля не сигнализирует об изменениях.
Правда, в Дирекции безопасности дорожного движения утверждают: если будет констатирован факт вмешательства в конструктивную часть выхлопной системы – автомобиль техосмотр не пройдет. Представитель Минсообщения Анния Новикова заявляет, что предоставление услуг по ликвидации сажевых фильтров и других экологических систем в автомобилях незаконно, поскольку, по сути, это означает манипуляцию с техническими параметрами автомобилей.
Руководитель технического департамента Дирекции безопасности дорожного движения Янис Лиепиньш говорит, что проверить наличие сажевого фильтра у автомобиля при техосмотре теоретически можно. Однако для этого нужно специальное дорогостоящее оборудование, которое в Латвии есть всего лишь на одной станции проведения техосмотра. Пока речь идет о том, чтобы оснастить подобным оборудованием все станции только к 2025 году.
Опрошенные журналистами эксперты из Совета безопасности дорожного движения полагают, что в Латвии, подобно тому как это сделано в Германии, Австрии и Великобритании, можно было бы ввести штрафы за изменение выхлопной системы автомобиля. Аналогичное решение о введении ответственности и применении штрафов ранее уже было принято в отношении искажения показателей одометра автомобиля. Возможно, обсуждение размера штрафов за изменение конструкции выхлопной системы начнется уже в сентябре.