РИГА, 23 авг — Sputnik. Жители города Шведт на северо-востоке Германии могут лишиться работы и тепла из-за антироссийских санкций, пишет Financial Times. Полный перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Первого января 2023 года вступит в силу запрет ЕС на импорт российской нефти. Эта мера вступит в силу первого января и пользуется в Германии широкой поддержкой, однако будущее нефтеперерабатывающего завода города Шведта на северо-востоке Германии. окажется под вопросом. Его жители опасаются повторения экономических потрясений времен воссоединения Германии в начале девяностых.
НПЗ стоит прямо на трубопроводе "Дружба", сырая нефть поступает в него из Альметьевска в центральной России за четыре тысячи километров. Оборудование завода специально откалибровано для работы с высокосернистым сортом нефти Urals. Владеет заводом тоже Россия: 54% его акций принадлежит компании "Роснефть". Нефть из других источников ее не интересует.
Многие в Шведте опасаются, что без российского сырья НПЗ закроется.
"Это будет поистине кошмарный сценарий," — говорит мэр города Аннекатрин Хоппе.
НПЗ — крупнейший работодатель города, на нем трудится 1,2 тысячи человек. Сотни других заняты во вспомогательных службах и производят трубы, теплообменники, насосы и охладительные установки. Кроме того, город на 80% снабжается теплом от электростанции НПЗ. Как будут отапливаться дома, если завод обанкротится, неясно.
Судьба Шведта повторяет взлеты и падения целого региона. Во Вторую мировую город почти полностью разрушили советские войска. Затем, уже в 1950-х годах, в Шведт съезжалась молодежь со всей ГДР — на восстановление города и строительство НПЗ.
Шведт стал олицетворением тесных связей между СССР и ГДР. В 1963 году, когда завод подключили к только что построенному нефтепроводу "Дружба", газеты писали об этом с энтузиазмом. Вскоре после запуска НПЗ стал ведущим поставщиком бензина, дизельного топлива, керосина для реактивных двигателей и мазута для всего региона. От его продукции по-прежнему зависят крупные потребители вроде международного аэропорта Берлина.
Так что когда Германия подписалась под эмбарго, Шведт захлестнула волна гнева. Люди пытались понять, почему Германия не последовала примеру Венгрии, Чехии и Словакии, которые также связаны с "Дружбой", но выторговали себе временные отсрочки за неимением альтернативы российской нефти.
Канцлер Олаф Шольц уверяет, что правительство защитит будущее НПЗ. Чиновники пообещали, что завод обязательно продолжит работу в следующем и в 2024 году и что рабочие места сохранятся. Для этого они изучают альтернативы пути снабжения — в том числе по трубопроводу из порта Росток на северо-востоке страны. Также НПЗ надеется на нефть из Казахстана и рассматривает поставки через польский порт Гданьск.
Однако в порту Ростока нет достаточных глубин, чтобы принимать океанские танкеры, поэтому нефть, скорее всего, придется завозить в саксонский порт Вильгельмсхафен из Северного моря и перекачивать на суда поменьше.
В долгосрочной перспективе Берлин намерен сделать НПЗ "зеленым". Интерес уже выразили две компании — ветроэнергетическая Enertrag и уже работающий в Шведте производитель биотоплива Verbio. НПЗ сможет производить "зеленый" водород, из которого можно производить экологическое топливо, в том числе синтетический керосин для самолетов.
Но на переход уйдут годы. А нефтяное эмбарго надвигается, и его последствия могут стать для НПЗ и для города роковыми.