РИГА, 29 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Если посмотреть на цифры статистики, то, казалось бы, особых причин переживать нет. Да, по сравнению со вторым кварталом 2021 года, во втором квартале 2022 года экономика страны выросла всего на 2,6%. Однако надо помнить, что второй квартал 2021 года стал временем, когда экономику страны "открыли" после зимнего локдауна, и спрос на продукты и услуги в стране зашкаливал – рост экономики составил 10,6%, по сравнению со вторым кварталом 2020 года.
В свою очередь, второй квартал 2020-го – это рекордное падение экономики за последние 10 лет – минус 9,1%, – вызванное, опять же, первой волной коронавируса, наспех вводимыми запретами и общей неопределенностью. И если практически весь 2020-й и начало 2021 года ВВП снижался, то со второй половины 2021-го наблюдается рост. На этом фоне прирост в 2,6% ничуть не хуже показателей прошлых лет – 2016–2019 годов.
При этом на данный момент растет собираемость налогов в бюджет (из-за роста цен и инфляции), данные статистики не фиксируют роста безработицы – то есть говорить о кризисе сейчас нельзя.
Однако, с точки зрения экономистов латвийских банков, все выглядит не так оптимистично. "Поразительно плохими" назвал темпы изменения ВВП во втором квартале 2022 года экономист Luminor Bank Петерис Страутиньш. По его мнению, такие цифры могут означать начало экономической рецессии. Рост ВВП был отнюдь не таким, как прогнозировалось: во втором квартале прирост экономики должен был составлять примерно 4%.
Показатели экономики страны во втором квартале, отмечает экономист, гораздо слабее, чем в первые три месяца этого года. Сфера услуг во втором квартале еще смогла показать рост в 4,1% (по сравнению с первым кварталом), однако производство упало на 0,4% – высокие издержки "съели" добавленную стоимость в отрасли.
Понятно, утверждает Страутиньш, что причиной торможения экономики стали начавшиеся военные действия на Украине. (Он, правда, не договаривает: думается, гораздо большее влияние на потребителей и предпринимателей оказали последствия тех санкций, которые в таком количестве старательно вводил Евросоюз с марта этого года). По словам экономиста, в начале года экономический прирост наблюдался в промышленности, торговле и коммерческих услугах.
Коммерческие услуги, если судить по объемам экспорта, являлись значительной движущей силой роста ВВП и во втором квартале. Рост в розничной торговле продолжился, по сравнению с первым кварталом, хотя и в меньших размерах. А вот обороты оптовой торговли "сломались" в марте – апреле. В свою очередь, обороты перерабатывающей промышленности во втором квартале начали замедляться. Сами промышленники считают, что в ближайшие месяцы ситуация будет развиваться по негативному для них сценарию. Очевидно, что на сокращение объемов производства повлияли доступность сырья и высокие цены.
Экономист отмечает, что и с экспортных рынков все чаще поступают негативные сигналы. Индекс немецкой промышленности падает практически вертикально. Дефицит газа зимой может сделать ситуацию еще более сложной. Индекс настроения потребителей в Евросоюзе достиг минимальной отметки за всю историю. Подобные печальные настроения царят и на рынках США. Рост экономики Китая почти остановился из-за борьбы с COVID-19 и кризисом на рынке недвижимости.
Экономическое развитие Латвии тормозится еще и из-за фискальной политики, отмечает Страутиньш. Собираемость налогов в первом полугодии выросла на 16,6%, однако расходы госбюджета – только на 0,7%. "Правительство перестаралось. Сейчас необходима поддержка экономики, важно поддержать покупательную способность домохозяйств, внушить людям мысль о необходимости тратить деньги, – это поможет отраслям, ориентированным на внутренний спрос", – заявил экономист.
Второе полугодие 2022 года будет достаточно сложным и для транспортной сферы – железной дороги и портов, однако в целом перспективы для экспортной отрасли выглядят весьма благоприятно. За первые пять месяцев этого года экспорт товаров вырос на 32%, а экспорт услуг – на 38%. В целом, полагает эксперт, в третьем квартале можно будет увидеть едва заметное повышение ВВП, по сравнению с предыдущим периодом, однако в перспективе всех ждет длинная череда кварталов, когда рост ВВП будет отрицательным, что означает период рецессии. Нагрузка на экономику из-за дороговизны энергоносителей будет еще больше, и надежд на позитивную динамику в этом году нет почти никаких.
Примерно так же оценивают ситуацию и в Swedbank. Экономист банка Агнесе Буцениеце считает, что экономический рост во втором квартале замедлился, по сравнению с рывком в первом квартале, и, скорее всего, уже скоро наступит так называемая техническая рецессия. Главными причинами замедления экономики, по мнению экономиста, являются высокие цены, затрудненный доступ к отдельным компонентам в производственных цепочках, задержки в поставках и, главное, большая неопределенность. Все это – следствие военных действий на Украине, связанных с ними санкций со стороны Евросоюза и США, ответными мерами России и частично последствиями пандемии.
Буцениеце выделяет сферу услуг, которая во втором квартале замедлилась с 7 до 4,1%. Растущая дороговизна жизни становится причиной падения покупательной способности и падения спроса. Похожая картина, видимо, наблюдается и в других сферах народного хозяйства, ориентированных на внутренний спрос. Исключением здесь являются отрасли развлечения, отдыха и путешествий – после длительного периода карантинов эти услуги все еще пользуются большой популярностью. Интересно, что и данные коммерческих банков по оборотам на расчетных картах свидетельствуют, что жители Латвии активно тратят свои накопления, созданные за период локдаунов как в стране, так и за ее пределами. Достаточно хорошо выглядят показатели работы туристической отрасли, ориентированной на обслуживание иностранных туристов в Латвии, в том числе морских портов и аэропорта Рига.
Но вот перспективы, отмечает экономист, не радуют. Падение спроса во второй половине года может затронуть не только местный рынок, но и рынки, на которые ориентирован экспорт латвийских предприятий. Большая неопределенность царит вокруг цен на энергоресурсы, неясны перспективы доступности газа для предприятий Латвии и Европы. Если отсутствие газа или его высокая цена ограничат производство, то Евросоюз ощутит на себе длительный период значительной рецессии.