На прошлой неделе Еврокомиссия предложила всему блоку добровольно сократить потребление газа на 15%. Реакция была предсказуемой, вполне понятной и весьма неутешительной.
Испания, Португалия, Италия и Греция не пользуются российским газом, а следовательно, они не подвергаются серьезной опасности. Более того, если их компании и потребители начнут экономить газ, это никак не поможет немцам, потому что нет таких трубопроводов, по которым лишний газ можно было бы перекачивать из Мадрида или с Мальты в Баварию или, скажем, в Берлин. Так почему же они должны давать согласие на принудительное нормирование?
Кроме того, партнеры по ЕС долгие годы предостерегали Берлин о нецелесообразности прокладки двух балтийских трубопроводов из России с одновременным отказом от атомной энергии. Германия эти предостережения игнорировала. И если теперь немцы станут требовать, чтобы испанцы меньше мылись в душе, это будет откровенная наглость.
Вспомним также, что десять лет назад начавшаяся в США финансовая неразбериха вызвала паническую распродажу долговых обязательств стран-членов, таких как Греция, Испания и Португалия. Возникла даже угроза недобровольного выхода Греции из состава ЕС. Но когда эти страны попросили Германию и другие северные государства проявить солидарность, в ответ они услышали нотации о недопустимости расточительства и чрезмерных заимствований.
ЕС не горел желанием проявлять солидарность и в 2015—2016 годах, когда свыше миллиона беженцев пересекли турецко-греческую границу, — многие страны отказывались принимать у себя беженцев даже по минимальным квотам. То же самое случилось в 2020 году, когда началась пандемия COVID-19: сначала страны ЕС закрыли свои границы, а потом едва не подрались из-за вакцин.
А что, если бы на Европу напал не вирус, а русские солдаты? Согласятся ли голландцы, итальянцы и немцы отправлять своих сыновей и дочерей на смерть ради защиты эстонцев, латвийцев и поляков?
Европейские лидеры сами понимают слабость ЕС, но стараются преуменьшить ее значение. Канцлер Германии Олаф Шольц, к примеру, сначала прославляет "европейское единство", а затем без промедлений переходит к требованиям положить конец национальным вето, чтобы "отдельные страны-члены не могли эгоистически блокировать европейские решения".
На этой неделе 27 стран ЕС увиливали, сочиняли небылицы и имитировали компромиссы. Да, газ будут экономить, но у некоторых стран будет так много исключений, лазеек и возможностей для отказа, что для поисков солидарности потребуется увеличительное стекло.