РИГА, 1 июл - Sputnik, Дмитрий Олейников. В Риге прошел форум, посвященный борьбе с контрабандой. Объективные показатели свидетельствуют, что объемы контрабанды в перспективе вряд ли уменьшатся.
"Контрабанда - второй по величине сегмент теневой экономики в стране", - заявил профессор экономики и автор многолетних исследований теневой экономики в Латвии Арнис Саука.
По его словам, на долю акцизных товаров (которые чаще всего и доставляются в страну контрабандными путями) приходится порядка 11% всех налоговых поступлений. Если говорить о величине ущерба, то в целом теневая экономика лишает бюджет государства около 2,7 миллиарда евро налогов в год. Большая часть этих денег приходится на неучтенные доходы жителей ("зарплаты в конвертах"), а контрабанда - второй по величине сегмент: около 270 миллионов евро Латвия лишается каждый год из-за нелегального завоза в страну акцизных товаров.
Экономическая ситуация в Латвии не улучшится в ближайшем будущем, хотя на данный момент, согласно экономическим индикаторам, кризиса, как такового нет. Эксперт банка Citadele Мартиньш Аболиньш указывает, что индекс потребительских настроений в этом году упал до рекордно низкой отметки за последние десять с лишним лет. Таким он был только во время кризиса 2009 года. Это значит, что люди не спешат совершать покупки. Хотя в то же время активность по расчетным картам и частота сделок по снятию наличных в банкоматах не сокращаются - 140-160 миллионов евро в неделю и 80 миллионов евро соответственно. В 2020 году эти объемы были ниже примерно на 20-40 миллионов евро.
Эксперт прогнозирует вероятность рецессии в экономике и роста цен, что связано с инфляцией. Впрочем, отмечает он, рецессия не означает кризис. Другое дело, что повышенные цены будут заставлять все большее количество жителей страны искать способы найти что-либо подешевле.
Согласно результатам опроса, проведенного центром исследований SKDS, 32% жителей не считают контрабанду чем-то предосудительным. В 2019 году таких было 26%.
Одновременно с этим продолжает расти число жителей, заявивших, что они не покупают контрабандные товары. В прошлом году их было 78%, тогда как в 2013 году, например, таких был только 41%. Здесь очевиден прогресс в действиях государственных организаций и правоохранительных органов в борьбе с контрабандой.
Популярными контрабандными товарами среди жителей Латвии остаются сигареты (7% опрошенных заявляют, что покупают их), топливо (3%) и алкоголь (2%). Главной мотивацией для покупки контрабандных товаров является их невысокая цена - для 90% опрошенных жителей, которые утверждали, что пользуются контрабандными товарами.
К вопросу о ценах. Председатель Ассоциации торговцев топливом Оярс Карчевскис напоминает: по соседству с Латвией есть страны, где все акцизные товары гораздо дешевле. Учитывая, что границы не закрыты, он уверен, что так называемая бытовая контрабанда будет набирать популярность пропорционально разнице в ценах на сигареты и алкоголь в Латвии и в России и Беларуси.
Что касается топлива, то здесь ситуация еще более сложная: уже сейчас цены в Латвии и в России и Беларуси отличаются в два с лишним раза не в пользу латвийцев. Карчевскис уверен, что цена на топливо балтийском регионе Евросоюза будет только увеличиваться в ближайшей перспективе - региональным нефтеперерабатывающим предприятиям, отказавшимся от покупки российской нефти и нефтепродуктов, трудно найти новых поставщиков в достаточном количестве. Три евро за литр топлива Карчевскис не обещает, то и нынешние 2,05-2,2 - точно не предел.
Контрабанда нефтепродуктов может иметь и межгосударственный характер в Евросоюзе, поскольку ряд стран ЕС не выражают желания или готовности отказаться от поставок нефти из России, следовательно, их предприятия смогут выпускать топливо по более низким ценам, продавая его в ЕС.
Говоря о масштабах контрабанды в Латвии, заместитель директора налогового управления Службы госдоходов Байба Шмите-Роке приводит следующие цифры: в 2021 году в среднем пограничники и таможенники ежедневно конфисковывали по 19 тысяч пачек контрабандных сигарет. В 2019-м - по 16 тысяч. И все же, по расчетам СГД, каждый год бюджет страны теряет около 50 миллионов евро в виде несобранных налогов с продажи контрабандных сигарет, 30 миллионов евро - от поступившего в страну нелегального топлива, 10 миллионов евро - на спиртных напитках.
Уровень технической оснащенности латвийских пограничников и таможенников, как считают эксперты, абсолютно соответствует высоким европейским требованиям. А вот количество персонала и его зарплаты - совсем не соответствуют.
Вопрос мотивации и оплаты труда работников, которым ежедневно приходится иметь дело с контрабандными товарами, имеет немаловажное значение.
И еще один аспект, о котором на форуме не говорили. Периодически появляется информация о том, что масштабные поставки в Латвию тех же сигарет не могут происходить без участия в цепочках поставок не только работников таможни или системы правоохранительных органов, но и представителей политической власти. С тесными связями в странах - поставщиках продукции.