РИГА, 15 июн — Sputnik, Дмитрий Олейников. Цены на заправках Латвии показывают устойчивый рост – в настоящее время практически на всех АЗС и бензин, и дизель стоят уже более 2 евро за литр, на отдельных заправках отмечены цены в 2,14 евро за литр и более. Рост цен на топливо сказывается на стоимости всех товаров и услуг – предприниматели вынуждены закладывать в цену растущую составляющую расходов на транспорт.
По итогам заседания кабмина министр экономики Илзе Индриксоне заявила, что правительство утвердило план, подготовленный министерством, а именно, разрешить розничным продавцам топлива в добровольном порядке решать, надо ли примешивать биодобавки к топливу или нет. Схема, почти как с компонентом обязательной закупки электроэнергии – под флагом "зеленой экономики" в нефтепродукты добавляется топливо растительного производства. В результате – и качество топлива хуже, и цена выше. Но в целом все экологично, а издержки оплачивает конечный потребитель.
Министр напомнила, что еще в марте на заседании рабочей группы представители Минэкономики предлагали пересмотреть ставки налога на добавленную стоимость и акцизного налога на топливо, однако получили отказ со стороны партнеров по правительственной коалиции. От доходов бюджета с продажи дорогого топлива правительство отказаться не готово. Поэтому избрали третий вариант решения проблемы: разрешить продавать чистое топливо без биоприсадок.
Согласно разработанному Минэкономики предложению, с 1 июля этого года и до конца 2023 года присадки к топливу станут не обязательны. Министерство прогнозирует, что в результате получится снизить цену на топливо, или она хотя бы не будет расти так быстро. По прогнозам экспертов, отменив добавку биоэтанола к топливу, можно добиться снижения общей его цены на 10-14 евроцентов. Кроме того, топливо станет чище, что для автовладельцев также немаловажно.
Впрочем, целый ряд представителей отрасли уже успели заявить, что мера, предложенная Минэкономики, не даст эффекта – цены не снизятся. По мнению представителей Ассоциации биотоплива и биоэнергетики, отмена обязательных присадок к топливу повлечет за собой увеличение спроса – что повысит цены. К тому же у многих продавцов заключены долгосрочные договоры на поставки топлива с присадками.
Представитель Совета иностранных инвесторов Латвии Даце Цируле также полагает, что цены не снизятся. Договоры на поставку заключены еще в прошлом году, и значит, даже если продавцы откажутся от биоэтанола, то им придется платить поставщикам штрафные санкции.
Председатель правления компании-оператора сети заправочных станций Virši Янис Виба отмечает, что сейчас примесь биокомпонента в дизельном топливе составляет 7%. Цены на нефтепродукты сейчас гораздо выше, чем были в конце прошлого года, когда заключались контракты на этот год, так что замещать эти недостающие 7% придется по более высоким ценам. Это означает, что в конечном счете топливо без биодобавок может стать еще дороже, чем сейчас.
Пожалуй, даже представителям Минэкономики очевидно то, что предлагаемое ими решение не позволит в сколь-нибудь длительной перспективе опустить цены на заправках. Скорректировать цены можно было бы, сократив часть налогов – НДС или акцизного. А так – это больше похоже на имитацию поддержки населения и предпринимателей в условиях, в которых страна оказалась по причине поддержки санкций против России.