РИГА, 18 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Согласно данным Минсообщения Латвии, объем грузоперевозок по железной дороге в первом квартале этого года увеличился на 20,3%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, и составил 9,066 миллиона тонн. В том числе на 22,8% выросло количество международных перевезенных грузов, до 8,6 миллиона тонн, в то время как объем внутренних грузов за четыре месяца сократился на 14,8% до 427 тысяч тонн.
Основной объем грузопотока первых четырех месяцев 2022 года составляли транзитные грузы, объем которых вырос на 26,3% - до 7,79 миллиона тонн. Через порты Латвии было перевалено 6,69 миллиона тонн грузов, поступивших по железной дороге, это на 43,3% больше, чем за первые четыре месяца прошлого года. Сухопутный транзит через Латвию сократился на 26,8% - до 1,099 миллиона тонн.
Суммарно за весь 2021 год по железной дороге Латвии было перевезено 21,953 миллиона тонн грузов, что на 8,9% меньше, чем в 2020-м. Объемы железнодорожных перевозок за первые четыре месяца года выросли, по сравнению с предыдущим годом, впервые с 2017-го. Тогда в период с января по апрель железная дорога перевезла 17,5 миллиона тонн грузов, а за первые четыре месяца 2016 года – 16,6 миллиона тонн. Если сравнивать с более давними показателями, то сейчас за год латвийская железная дорога перевозит меньше, чем за четыре месяца 2012 года, когда объем составлял 23,104 миллиона тонн грузов.
Латвийские порты за первые четыре месяца этого года также поставили несколько позитивных рекордов. Портами было обслужено 16,082 миллиона тонн грузов, что на 13,1% больше, чем за тот же период 2021 года. При этом на 37,7% увеличился объем насыпных грузов, переваленных через порты, – он достиг 8,77 миллиона тонн.
В том числе зерна и зернопродуктов было перевалено 1,93 миллиона тонн, что на 5,5% меньше, чем за четыре месяца 2021 года. Генеральные грузы в портах Латвии составили 4,5 миллиона тонн (увеличение на 10,4%), перевалка наливных грузов продолжила снижаться - на 26%, до 2,76 миллиона тонн. Большую часть в сегменте наливных грузов составили нефть и нефтепродукты, объем перевалки которых уменьшился на 28,1% и достиг 2,511 миллиона тонн.
Лидером по обороту в первые четыре месяца текущего года является Рижский порт (7,5 миллиона тонн, что на 8,2% больше, чем за тот же период прошлого года), за ним следует Вентспилсский порт (5,1 миллиона тонн, прирост 20,8%), тройку крупнейших замыкает Лиепайский порт с оборотом 2,65 миллиона тонн, приростом в 20,3%.
За весь 2021 год латвийские порты перевалили 41,731 миллиона тонн грузов, что на 7,2% меньше, чем в 2020 году.
Впрочем, рост оборотов как на железной дороге, так и в портах Латвии в первом квартале этого года можно считать временным явлением. Статистика дана в сравнении с первыми четырьмя месяцами 2021 года, когда в мире наиболее сильно замедлилась экономика, в связи с пандемией. В начале же этого года экономика переживала период роста. Однако начавшиеся военные действия на Украине и последовавшие за этим санкции внесли свои негативные коррективы в товарооборот.
Уже в апреле 2022 года, по сравнению с мартом, латвийские порты в сумме обслужили 3,55 миллиона тонн грузов, это примерно на четверть, или на 1,09 миллиона тонн, меньше, чем месяцем ранее, в марте. "Хотя динамика транзитной отрасли за первые месяцы этого года позитивна, однако, учитывая неопределенность в логистической отрасли и глобальные потрясения, в долгосрочном плане на эти показатели следует смотреть с осторожностью", - отметил министр сообщения Латвии Талис Линкайтс. Он заявил, что все большее влияние на грузооборот будут оказывать введенные санкции, а также подчеркнул, что для Латвии все большее значение в перспективе будет играть сотрудничество со странами Средней Азии, с которыми идут активные переговоры о привлечении грузов.