РИГА, 9 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Желание властей Латвии явно не совпало с возможностями. Чего только они не делали: на законодательном уровне запретили устраивать массовые мероприятия в радиусе 200 метров от советских памятников, на уровне угроз от Службы госбезопасности и Госполиции дали понять, что каждый пришедший едва ли не автоматом попадет в список врагов народа.
Однако запретами наших людей не запугать. Второй день к могилам красноармейцев и памятникам советским воинам ложатся цветы, а люди все идут и идут. Корреспондент Sputnik Латвия попросил прокомментировать ситуацию с запретами и угрозами властей Латвии российских экспертов.
Запугать не получается, поэтому цель – все снести
На данный момент опасности для жителей Латвии, пришедших к памятникам с цветами, нет, считает историк Александр Дюков. Латвия, по его словам, не Украина образца 2014 года, и человека, который придет отметить праздник, не похитят и не будут пытать.
"Но необходимо достаточно четко понимать, что на протяжении последнего времени границы легального сохранения памяти о Победе, выражения своего мнения и демонстрации своей солидарности с теми, кто празднует День Победы в Латвии непрерывно сокращаются. Да, это сокращение еще не угрожает жизни людей, которые выходят, но люди чувствуют последовательное ограничение своих прав - возможности выйти в советской форме, с красным флагом, с георгиевской ленточкой, теперь даже на возложение цветов", - говорит эксперт.
Он напоминает, что Сеймом Латвии сейчас ведется работа по приостановке российско-латвийского межправсоглашения 1994 года, которое защищает в том числе и советские памятники.
"В ряде краевых дум, не дожидаясь приостановки этого соглашения, уже принимаются решения о сносе памятников советским воинам. Более того, уже происходит снос в нарушение межправсоглашения – их этот вопрос уже не волнует", – возмущается эксперт.
Историк уверен, что программой максимум националистов Латвии к 78-й годовщине Победы во Второй мировой войне станет снос всех памятников советским воинам на территории Латвии.
"Задача у них совершенно четкая стоит – они попытаются сделать так, чтобы ходить уже было некуда. Удастся им это сделать или нет, зависит в том числе и от нас, от России, и от людей в Латвии", – считает Александр Дюков.
Возложение цветов – желание показать солидарность друг с другом
"События последних месяцев и активизация на этом фоне латвийских спецслужб и других подружек по цеху, конечно, привела к тому, что люди стали опасаться высказывать свои взгляды, мнения. Если и откровенничают, то в кругу достаточно проверенных людей. Что же касается массовых памятных, праздничных мероприятий, то простой запрет и отмена здесь не действуют. Мы видим, что люди массово находят иные формы и форматы празднования", - говорит политолог Владимир Симиндей.
Несмотря на тяжелую международную обстановку и удушающую атмосферу внутри страны, несмотря на пропагандистскую обработку с тем, что это якобы не праздник, люди, наоборот, выходят возлагать цветы, уверен эксперт, чтобы выразить солидарность друг с другом. Показать таким образом, что они есть в Латвии, в сегодняшней Риге, "в которой сегодня и не поймешь – это город, где половина жителей считают родным языком русский, или это город, наполовину оккупированный украинской символикой".
"Поэтому различные форматы сопричастности, солидарности общего поминовения усопших и уже ушедших героев будут продолжаться. В конце концов, многие еще помнят, в какой атмосфере проходило 9 мая 1992 и 1993 года. Бывали времена и хуже. У людей выработались практики, поэтому прямые репрессии и запреты и прочая полицейщина здесь явно не сработают", – уверен Симиндей.
Чего можно опасаться, так это активизации уголовного преследования тех лиц, которые неугодны сегодняшнему компрадорско-этнократическому латышскому режиму, говорит эксперт.
"Здесь мы, к сожалению, можем уже видеть тенденцию к многократному увеличению количества уголовных дел. Их качество, как мы видим, весьма невелико, многие из них разваливаются в суде, но тем не менее это очень серьезно портит жизнь тем людям, против которых эти дела заводят", – поясняет политолог.
Все зависит от результата спецоперации
"Давайте сразу вспомним, что первые провокации на захоронениях советских воинов в Таллине и Риге связаны с 1990 годом. Даже не с 1991-м. А в Литве – с 1989-м. Авторитарная идеология с весьма значимыми откровенными элементами фашистской идеологии – вот эта та линия, которая реализуется 30 с лишним лет в странах Прибалтики", – считает политолог Николай Межевич.
Хотя и оговаривается, что, несмотря на 5-ю статью о коллективной обороне НАТО и нахождение в ЕС, у национал-радикалов до специальной военной операции России на Украине не было желания ускорять процесс сноса памятников и запрета празднования Дня Победы.
"Однако специальная военная операция создала у трех прибалтийских столиц иллюзию безнаказанности. Раньше они осматривались по сторонам, а сейчас перестали. Я приведу мой любимый пример. Памятник эстонским эсэсовцам – 20-й дивизии СС – дважды ставили и дважды убирали. Пробовали, но прислушивались и боялись. По тем временам даже Берлин осудил эту историю. Складывается впечатление, что сейчас его попытаются установить снова. И сейчас эстонцев уже не остановят", – говорит Межевич.
Направленность трех прибалтийских государств очевидна, считает эксперт, "взят курс на строительство неофашистских государств, для которых характерно неприятие любого идеологического несогласия, в том случае если оно опирается на этнический фактор".
"Рига, Таллин и Вильнюс нетерпимы к любому мнению. В том случае, когда речь идет о титульном населении – латышах, эстонцах, литовцах. Пример – дело Палецкиса в Литве. Оно свидетельствует о том, что никаких иллюзий нет: мы тебя посадим, даже если против тебя ничего не найдем. Поэтому если на Украине закончится так, как мы хотим, то международный авторитет России и ее возможности будут признаны. Ровно так же, как шакалы, задом пятясь у Киплинга, Рига, Таллин и Вильнюс пойдут назад. Ну а если что-то пойдет у нас не так, памятники снесут, а людей будут арестовывать и высылать", – уверен Николай Межевич.