РИГА, 6 мая — Sputnik, Дмитрий Олейников. Рождаемость в Латвии продолжает падать пропорционально сокращению количества населения. Четыре года назад, с приходом к власти нового правительства, в стране был учрежден пост специального советника при премьер-министре по вопросам рождаемости – на него назначили представителя коалиционного Национального объединения Имантса Парадниекса. В кулуарах тогда смеялись, что, мол, это потому, что упомянутый г-н благополучно живет на две семьи и поможет поднять рождаемость в масштабе всей страны.
Но если без шуток, то, ожидаемо, ничего не изменилось. Количество детей в семьях продолжает сокращаться, демографический кризис не удалось преодолеть ни расстановкой столбиков в городе Риге, ни развешиванием плакатов и срывом флагов соседних государств.
Судя по данным, представленным на заседании парламента одним из инициаторов предложения – депутатом Кариной Спруде, ситуация с рождаемостью в стране трагическая. Основной причиной можно считать материальную составляющую – очень многие семьи, где рождаются дети, автоматически скатываются вниз по уровню достатка.
Депутат напомнила, что с 1991 года количество жителей Латвии сократилось на 750 000 человек, в среднем за год страна теряет по 18 000 жителей. Такими темпами, через 100 лет страну покинет последний житель.
Даже за последние несколько лет "истории успеха" число новорожденных сократилось с 22 тысяч в 2016 году до 18 тысяч в 2020 году. Это – наименьшее количество новорожденных в стране за последние 100 лет (учитывая и военные годы). В 2020 году страну продолжили покидать не только взрослые, но и дети – вместе с ними. Эмигрировали 1,7 тысячи детей, или 14,4% от общего количества уехавших.
Данные за 2020 год свидетельствуют: лишь в трети домохозяйств Латвии росли дети. При этом в 16,6% домохозяйств – у взрослых пар было по одному ребенку, у 5,9% – двое детей, у 2,3% – три и более ребенка. 4,2% – это одинокие взрослые с детьми.
Материальная составляющая безрадостна: около 30% домохозяйств, где семьи неполные, с одним родителем, подвержены риску бедности. Каждая пятая полная семья, где детей трое или больше, также рискует оказаться у порога бедности.
У 39,8% семей с одним взрослым и одним ребенком и у 37,7% семей с тремя и более детьми отсутствуют какие-либо накопления. У 38,8% домохозяйств с одним взрослым и одним ребенком и у 34,9% пар с тремя и более детьми накопления позволяют сохранять существующий образ жизни лишь три месяца без наличия работы.
Так, 31% домохозяйств, где есть дети, не могут себе позволить отпуск вне дома раз в году. 12% домохозяйств, где есть дети, не могут себе позволить есть мясо или рыбу даже не каждый день, а хотя бы каждый второй день. 50% семей с детьми не могут погасить непредвиденные расходы в размере 30–65 евро. 9% домохозяйств с детьми не могут оплатить коммунальные счета, и число таких семей увеличивается.
В 2020 году, как сообщила депутат Спруде, в Латвии 18,3% детей жили в домах и квартирах, где протекает крыша, с сырыми стенами, дырявыми оконными рамами, дверьми и полами. В соседних странах Балтии число детей, живущих в плохих условиях, намного меньше – 5,2% в Литве и 13,5% в Эстонии.
Депутат напомнила, что каждый налогоплательщик в стране за свою профессиональную жизнь в среднем приносит 1,3 миллиона евро в ВВП, в нынешних ценах. И задала логичный вопрос, неужели государство не может позволить выделить на будущих граждан страны по 5000 евро? Сумма лишь на первый взгляд кажется большой.
Реакция парламента понятна: коалиционные правительственные партии ничего не ответили по сути сделанных заявлений, а инициативу отклонили большинством голосов.
Голосование происходило в тот же день, когда на обустройство беженцев с Украины Сейм выделил дополнительно 1 миллион евро, и в очередной раз отметили, что на поддержку этой страны (только военную) выделено более 200 миллионов евро. Увеличен военный бюджет в Латвии, который колеблется около показателя 2,2% от ВВП сейчас или приближается к отметке в 10% от бюджета государства.
Исследование состояния латвийских семей, откуда брала цифры для выступления депутат Спруде, охватывали 2020 год. Можно предположить, что за последущий год пандемии и ограничений экономическое положение латвийских семей вряд ли улучшилось. А учитывая горячее участие официальных властей Латвии в санкционных мероприятиях, рост инфляции и ограничение экономических отношений (не говоря уже о стремительно дорожающих коммунальных расходах), можно смело прогнозировать – к концу 2022 года ситуация с демографией в стране продолжит меняться от плохого к худшему.