Санкционный гамбит: ЕС начинает и проигрывает

Наглость западных элит не оправдалась, и теперь они вынуждены играть вдолгую с неочевидным для себя результатом
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Война санкций, начатая Западом против России и Беларуси задолго до проведения специальной военной операции Российской Федерации на Украине, была рассчитана на блицкриг. Как отмечает Николай Левчук на Sputnik Беларусь, расчеты не оправдались, а за волюнтаризм США будет расплачиваться Европейский союз. Западу придется выбросить старые методички, которые не учитывают, что гибкое реагирование и решительный союзный отпор способны обратить санкции на головы их архитекторов.

Панические атаки

Отключение от поставок российского газа отдельно взятой европейской страны перестало быть лишь угрожающей фигурой речи из уст ныне покойного Владимира Жириновского. Совсем немного он не дожил до исполнения своего предсказания.
"Газпром" полностью приостановил поставки газа компаниям "Булгаргаз" (Болгария) и PGNiG (Польша) 27 апреля. В официальном сообщении российской энергетической компании отмечается, что по состоянию на конец рабочего дня 26 апреля "Газпром экспорт" не получил платежи за поставки газа от названных компаний в рублях, что и стало причиной приостановки.
"Газпром" напоминает, что согласно соответствующему указу российского президента платежи за газ, поставляемый с 1 апреля, должны осуществляться в рублях с использованием новых реквизитов, о чем контрагенты были своевременно проинформированы. Возможно, некоторые из них восприняли его как шутку, рассчитанную на первое апреля? Оказалось – не смешно.
"Газпром" раскрыл схему газоснабжения Польши после ее "отказа" от газа из РФ
Транзитным Болгарии и Польше сделано предупреждение о том, что в случае несанкционированного отбора российского газа из транзитных объемов в третьи страны, поставки для транзита будут сокращены на этот объем. Из инсайдерских источников стало известно, что некоторые объемы "идеологически неправильного" российского газа Польша перекупает у Германии.
Паническая биржевая реакция не заставила себя ждать. Стоимость газа на бирже ICE в Лондоне на торгах уже 27 апреля выросла на 21%, превысив 1350 долларов за тысячу кубометров. Daily Mirror сообщила, что более половины британцев теперь не смогут позволить себе оплачивать свои счета в течение нескольких месяцев, а более пяти миллионов уже вынуждены выбирать между отоплением и едой. Эксклюзивное социологическое исследование, проведенное по заказу этого издания, выявило критическое повышение стоимости жизни британских семей.
Согласно проведенному опросу, часть из них уже не могут оплатить аренду жилья, а родители даже пропускают прием пищи, чтобы их дети могли поесть. Это был первый крупный опрос, опубликованный с тех пор, как цены на энергоносители взлетели. Он выявил, что неплатежи по счетам значительно повлияли на психологическое состояние более половины опрошенных. Причем каждый пятый из них подвержен паническим атакам.

Дави на газ

Надо полагать, результаты опроса испортили настроение британскому премьер-министру и, возможно, заставили взгрустнуть саму английскую королеву. Такое впечатление, что в Великобритании сияет солнце только тогда, когда начинается кризис в России, но, как говорят в Одессе: "Не дождетесь!" Именно Великобритания является главным лоббистом отказа от долгосрочных газовых контрактов, в "антимонопольном" антироссийском порыве ратуя исключительно за биржевое формирование цены на газ.
ЕС запутался с газом и валютой: насчет поставок из России политики лукавят
В этой стране сформировался крупнейший газовый хаб – NBP, а на бирже ICE в Лондоне заключается около 70% спотовых газовых сделок в Европе. В итоге санкционный "фокус" с рыночными ценами на газ "удался" не только в Великобритании, но и в ЕС. Некоторые европейские политики и немецкий таблоид Bild даже предложили своим гражданам назло России активнее экономить воду и электричество.
Для этого, по мнению издания, надо реже принимать душ, а немецкий дерматолог Яэль Адлер на его страницах обосновал необходимость полностью отказаться от водных процедур, ведь человеческое тело способно к самоочищению.
Между тем Федеральная ассоциация немецкой авиапромышленности предупредила жителей Германии о повышении цен на авиабилеты, вызванном введением эмбарго на поставки энергоресурсов из России в свете событий на Украине. По словам главы федерации Петера Гербера, летать, скорее всего, станет дороже, поскольку расходы на керосин растут, да и затраты на инфраструктуру тоже увеличиваются. Но повышение цен на авиабилеты – лишь частный индикатор общеевропейской инфляции.
Вице-президент Deutsche Bank Карл фон Рор прогнозирует инфляцию в Германии на уровне 7-8% по итогам года. Если будут введены ограничения на российские энергоносители, то рост цен может превысить 10%.
"Мы должны готовиться к тому, что получим темпы инфляции, которых не видели с 1970-х годов", – резюмировал господин фон Рор.
Преодоление десятипроцентного порога инфляции станет верным признаком начала рецессии немецкой экономики, которая, между прочим, занимает лидирующие позиции в Европе. И все это на фоне обсуждения Еврокомиссией новых санкций
против российского энергетического сектора. Как известно, пятым пакетом санкций ЕС уже ввел эмбарго на российский уголь.
В случае обсуждаемого в настоящее время отказа ЕС от российской нефти главной пострадавшей окажется экономика Германии, которая получает 34% нефти из России. Для ЕС в целом этот показатель составляет 25%. Европейские нефтяные трейдеры уже собираются в ближайшее время резко сократить закупки в России.

Кнут без пряника

Господин фон Рор не зря вспомнил о депрессивных для германской экономики 70-х. Впрочем, таковыми они были для всей Западной Европы. Тогда грянул первый в истории мировой нефтяной кризис, который навевает параллели с сегодняшним днем. Его источником стала арабо-израильская война октября 1973 года. Если очень коротко, то в ответ на американские и европейские поставки оружия Израилю ОПЕК прекратила поставлять нефть в США и Европу, что и вызвало кризис. В течение 1973-1974 годов стоимость сырой нефти на мировом рынке подскочила в четыре раза – с трех до двенадцати долларов за баррель. В условиях санкционного кризиса рынок реагирует в сторону повышения и в наши дни.
70-е годы наиболее отчетливо выявили насущную потребность Запада в расширении "жизненного пространства". Это стало вопросом выживания с до боли знакомым ответом – натиск на Восток. Огромные ресурсы были брошены на уничтожение СССР, который рассматривался не только как геополитический, но и как экономический конкурент.
Видео
Новых санкций не будет? Хазин объяснил, что Запад не выдержит затеянной войны
Между строк в комментарии господина фон Рора читается вполне резонный, с его точки зрения, вопрос: зачем было городить весь этот сыр-бор с разрушением Берлинской стены, если сейчас вновь приходится воссоздавать "железный занавес", при этом запуская новый кризисный цикл для западной экономики?
Экономисты говорят о том, что через подобный стресс-тест происходит переход на новый технологический уклад. Здесь Клаус Шваб, выполняя заказ сильных мира сего, перемудрил с глобализаторской повесткой. Не учел, что инициатива инновационных прорывов в ходе нынешнего кризиса может быть навсегда утрачена Западом. Перейдет она к тому же Китаю, а там глядишь, и Индия подтянется. Российские же гиперзвуковые военные технологии еще долго останутся недосягаемыми для Запада.
Западный кнут в прямом смысле оказался без пряника. В ООН бьют в набат по поводу того, что из-за антироссийской санкционной кампании миру грозит небывалый голод.
Выступая на заседании Комиссии ООН по народонаселению и развитию, заместитель постоянного представителя Беларуси при ООН Павел Евсеенко напомнил, что почти два миллиарда человек в мире не доедают. Поэтому использование продовольствия и логистических цепочек в качестве инструмента политического давления и экономического шантажа является верхом цинизма и намеренной провокацией, которая привела сегодня к рекордной инфляции и падению уровня жизни простых людей.
Западные политики по обыкновению были уверены, что эти проблемы "выстрелят" лишь в странах третьего мира и в лучшем для Запада случае у его геополитических противников. Но на фоне ответных санкций им придется задаться риторическим вопросом: "А нас за что?"