РИГА, 18 апр — Sputnik. Министр сообщения Талис Линкайтс прокомментировал статью о "латвийской смеси" в эфире передачи Nekā personīga на TV3.
В Европе до сих пор спорят о введении санкций в отношении российской нефти. Тем временем несколько международных компаний заявили о том, что добровольно отказываются покупать российские нефтепродукты. Это породило надежды на то, что бизнес сам покинет Россию. На этом фоне статья Bloomberg о том, как топливные трейдеры, в частности Shell, используют Латвию для торговли "коктейлем" из российской нефти, вызвала настоящий скандал.
В статье говорится, что трейдеры называют такую смесь "латвийской", потому что российскую нефть из Приморска смешивают с другой в Вентспилсском порту, где есть нефтеналивной терминал. Но среди участников рынка "латвийская смесь" - обиходное название нефти, в которой есть российские молекулы, вне зависимости от того, где ее смешали.
Министр экономики Янис Витенбергс сообщил, что статья Bloomberg настораживает.
"Если мы в Европе можем договориться о санкциях против российской нефти, очень важно, чтобы санкции были введены даже в отношении капли российской нефти", - заявил премьер-министр Кришьянис Кариньш.
Все три нефтеналивных терминала Вентспилсского порта утверждают, что ничем подобным не занимаются. При этом, как заявил Линкайтс, смешивание нефтепродуктов имело место всегда и в этом нет ничего незаконного:
"Насколько мне известно, все крупные международные компании смешивают нефть, и пока это, по-моему, не запрещено. Цель состоит в том, чтобы сократить общий объем российской нефти в Евросоюзе, и согласно статистике мы видим, что объем нефти снижается".
С начала спецоперации количество танкеров, заходящих в Вентспилсский порт из России, не уменьшилось. Наоборот, в марте оно было даже несколько выше, чем в феврале. В марте грузы в порт доставили 25 танкеров. Статистика Службы государственных доходов по реэкспорту топлива показывает, что он даже удвоился, превысив 200 миллионов евро.
К примеру, латвийский танкер "Юркалне" недавно прибыл в Вентспилсский порт из российского. Суда "Усма", "Таргале" и "Айнажи" также побывали в России в течение последнего месяца, некоторые даже несколько раз. Вход российских кораблей в европейские порты сейчас запрещен, но для латвийских судов нет препятствий.
При этом представители отрасли говорят, что топливо действительно часто смешивают на танкерах, но делается это не из политических соображений, чтобы что-то скрыть, а чтобы улучшить качество продукта или удешевить его.
"Это описание законного действия, поэтому я не понимаю, как мы можем отреагировать. Нет, здесь не надо реагировать, это продолжается годами. Российская нефть в настоящее время не запрещена, и экспорт нефти в настоящее время разрешен. Российская нефть смешивается с другими, мы знаем, что Саудовская Аравия, Иран, а также США продают нефть на рынке", - говорит управляющий Вентспилсским портом Андрис Пурмалис.
Представители Shell сообщили Nekā personīga, что с начала марта они не закупали российские продукты с целью их смешивания ни в Латвии, ни где-либо еще.