Дерусификация экономики. Как и куда в Латвии провожают заводы

На глаза попалась заметка о том, что в Латвии создана виртуальная "Коллекция индустриального наследия". Стало грустно
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Коллекционеры обычно радуются, нанизывая на иголки засушенных жуков и стрекоз. А у нас довольны, заморив сотни заводов и целые отрасли. Что характерно, деньгами на эти познавательные цели щедро делится Евросоюз.

Гудит как улей родной завод...

Ирония в том, что в девяностые именно запад разрушил латвийскую промышленность. На месте практически всех флагманов производства советской Латвии сейчас "гудят" зарубежные торговые центры - насосы, качающие денежки латвийских трудящихся за границу. Теперь вот финансируют ностальгию с уклоном в производственную тематику.
В коллекцию, созданную на средства Европейского фонда регионального развития, входят более 10 000 цифровых объектов из музейных экспозиций и архивных хранилищ. Более 300 страниц из истории разных отраслей в различные исторические периоды.
Даугавпилсский локомотиворемонтный завод может закрыться
Тут Латвии есть что вспомнить. История промышленности на этой территории началась в 17 столетии с развитием мануфактур и расцветом кораблестроения в Курземском герцогстве.
В конце 19 века Рига (как форпост Царской России на своем западе) уже была значимым индустриальным центром Европы, привлекавшим как предпринимателей, так и высококлассных специалистов и ученых.
"Имя Латвии в мир несли предприятия и их продукция, которыми мы можем гордиться". - говорится в презентации проекта.

Готовим расширение экспозиции?

Это первая такого рода цифровая коллекция в Европе. Ее планируется расширять по мере поступления экспонатов. И тут, конечно, как нельзя кстати пришлись санкции против России и Беларуси. Списки ушедших с мир иной предприятий и отраслей пополняются. Цифра все стерпит и освоит.
Можно сказать, что латвийская промышленность пережила три волны "дерусификации". Первая была связана с революцией и первой мировой, развалом империи. Вторая - с развалом СССР, его рынка и плановой экономики, в которую были интегрированы все республики. И вот сейчас - третья волна, завязанная на санкции.
Кто останавливает европейские заводы
Вот мартиролог с именами 10 крупнейших предприятий Латвии за 1908 год: "Проводник", Русско-балтийский завод, Кузнецовская фарфоро-фаянсовая фабрика, Засулаукская мануфактура, вагоностроительный завод "Феникс". ВЭФ, АО Kudra ("Торф"), АО "Квадрат" и другие, которых ныне с нами уже нет.
А вот год 2022. Предприятия и сферы, представители которых предупреждают о возможном прекращении деятельности из-за закрытия рынков России и Беларуси или уже ушли "в мир иной": Латвийская железная дорога, Олайнфарм, Гриндекс, Кекава, Пасажиеру вилциенс, отрасль автоперевозок, Даугавпилсский локомотиво-ремонтный, Северстальлат.
Скоро понадобятся новые виртуальные залы, готовые принять "производственный некрополь". И главное, цифровая коллекция не гудит, не пыхтит, и не коптит воздух! Правда и не вносит своего вклада в ВВП страны, создание высокой прибавленной стоимости, воспитание высокообразованных кадров.
Но это уже мелочи - малые букашки, которые тоже будут нанизаны на булавки и помещены в коллекцию того, чем можно было бы гордиться, но о чем остается только скорбеть.