СМИ: Центральная Европа не справится с потоком украинских беженцев

Когда украинцы составят 10% населения стран Центральной Европы, она изменится
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 14 апр — Sputnik. Центральная Европа, регион, отказавшийся принять несколько тысяч беженцев в 2015 году, потряс мир, открыв свои границы для миллионов украинцев. Им предоставили жилье, питание, транспорт, даже психологическую помощь. Но со временем общественное мнение по поводу беженцев может измениться, пишет Euractiv.
То, что сейчас делает Центральная Европа, правильно. Тем не менее ей потребуется помощь со стороны западных партнеров, чтобы поддерживать как украинских беженцев, так и собственное население.
Половину украинских беженцев примут семь крупных городов Латвии
По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, более 4 миллионов украинцев покинули свою страну, из них более 2,3 миллиона прибыли в Польшу, 400 000 в Венгрию, 300 000 в Словакию и 300 000 в Чехию. В Германии зарегистрировано около 270 000 человек, как и в Словакии, которая в 14 раз меньше.
В других более густонаселенных странах, таких как Франция, Испания и Великобритания, зарегистрировано примерно по 25 000 беженцев.
Если первоначальный поток украинских беженцев составляли те, у кого были семьи в Европе, то сегодня это преимущественно женщины и дети без каких-либо связей, все более травмированные люди, которые видели бомбежки, смерть и запустение.
Каждый день прибывают тысячи новых беженцев, и каждую новую волну беженцев будет труднее принимать и обрабатывать силами стран Центральной Европы.
С 2015 года страны Вышеградской четверки категорически отказывались принять политику обязательных квот на переселение мигрантов. В конце концов, Словакия приняла 16, а Чехия 12 из 9000 человек, которые должны были быть переселены к ним.
Комиссар по делам беженцев: сирийцев поначалу тоже приветствовали в ЕС
Еще несколько месяцев назад, когда президент Беларуси Александр Лукашенко использовал мигрантов с Ближнего Востока для создания напряженности на границе между Польшей и Беларусью, польское правительство применило довольно жесткие методы противодействия и, конечно, не открыло свои границы для застрявших мигрантов. Общество поддерживало эту политику.
Нетрудно заметить разницу в принятии беженцев сейчас. Польша приняла беженцев, их количество равно 6% ее населения, Словакия - 5% населения, Венгрия - 4% и Чехия - 3%.
Общества в Польше, Словакии, Чехии и Венгрии организовали немедленную помощь при пересечении границы, а правительства этих стран сделали исключения для прибывающих украинских беженцев, позволяя им временно остаться и работать, получить доступ к системе здравоохранения, подать заявление на получение льгот и бесплатно пользоваться автомагистралями, поездами и общественным транспортом. Быстрое оформление через специальные центры помогает беженцам получить национальные идентификационные номера, а школам поручено найти места для прибывших детей.
Все это правильно и разумно, но будет сложнее осуществлять и поддерживать эту деятельность, обеспечивая при этом процветание стран и стабильность системы социального обеспечения.
В Латвии зарегистрировано более 21 000 украинцев: возможно, размещать придется в палатках
Большинство беженцев останутся в Центральной Европе из-за ментальной близости к дому и схожести языка и культуры. Фото и видео с Украины показывают степень разрушения инфраструктуры: дома, предприятия и школы лежат в руинах — возвращаться не к чему.
Когда украинцы составят 10% населения стран Центральной Европы, она изменится. Между вновь прибывшими и существующими меньшинствами может возникнуть напряженность, часто сильно зависящая от размера социальных пособий.
Разрешение немедленно приступить к работе также изменит структуру бизнеса, увеличив количество работающих украинцев. Для некоторых стран, таких как Польша, это не новое явление, но весь вопрос в масштабах. В таких странах, как Словакия и Венгрия, где в автомобильной промышленности широко представлены сербские рабочие, их новые коллеги будут говорить по-украински.
Вскоре начнут разворачиваться проблемы, связанные с социальным обеспечением и условиями жизни. Правительства Центральной Европы уже просят ЕС о поддержке их систем здравоохранения.
Лечение украинских беженцев дорого обходится Восточной Европе
Размер жилья, измеряемый количеством комнат на человека, в странах Центральной и Восточной Европы является самым низким в ЕС. Меньше всего он в Румынии (1,1 комнаты), Хорватия, Латвия, Польша и Словакия (в среднем по 1,2 комнаты на человека) по сравнению с Мальтой (2,3 комнаты на человека), Бельгией и Ирландией (по 2,1 комнаты). С заселением новоприбывших возникнет конкуренция за эти скудные ресурсы.
Люди в Центральной Европе хотели бы вернуться к нормальной жизни. Но по мере того, как общества в регионе привыкают к новой реальности, растут цены на товары, бензин и коммунальные услуги, особенно в контексте более высокой инфляции и последствий пандемии, и сострадание к беженцам утихнет.
Стоит ожидать некоторой негативной реакции, которая начнет проявляться в опросах общественного мнения раньше, чем многие думают. Она будет быстро использована политиками-популистами, которые замолчали, но не ушли. Сплочение общества, которое мы видим сейчас в поддержке Украины и помощи украинским беженцам, не продержится слишком долго, обнажая глубокую поляризацию в Польше, Словакии и Венгрии.
Мы станем славянской державой: националисты Эстонии не рады украинцам
Правда в том, что Центральной Европе потребуется серьезная помощь Запада, будь то ЕС и США, Канада или Австралия. С одной стороны, необходимо убедиться, что регион может принять беженцев и предоставить им необходимую помощью, а с другой стороны, нужно защитить демократические общества и не дать им поляризоваться еще больше и стать благодатной почвой для опасных националистов.
В конечном счете эта история положительная. На этот раз страны Центральной Европы приняли вызов. Это подходящий момент для того, чтобы регион завоевывал доверие во всем мире, Запад укреплял свой имидж в регионе и, самое главное, для поддержки Украины и украинцев.