Как известно, автомобилиcты и предприниматели Латвии вздрогнули и присели под тяжестью новых ценников на горючее, литр которого подполз вплотную к отметке два евро за литр. Посыпались требования срочно понизить акциз на топливо. Однако премьер-министр Кришьянис Кариньш тут же указал на политическую близорукость тех, кто не желает платить за бензин и солярку больше. - Снижая налоги и акциз на топливо, Латвия уменьшает возможности укреплять свою обороноспособность, заявил он журналистам после встречи с президентом Эгилсом Левитсом.
Спишем все, кроме налогов
Значит ли это, что нажимая на "гашетку" заправочного пистолета, добропорядочный латвиец стреляет в предполагаемого врага свободного западного мира?
Премьер призвал помнить, что большая часть топлива поступает прямо или косвенно из России. Если есть желание снизить налоги и акцизы, это означает продолжать отдавать России деньги, чтобы она продолжала делать танки, выпускать ракеты и "уничтожать Украину".
И тут начальник латвийского правительства лукавит, или не в курсе. По данным Ассоциации торговцев топливом в Латвии в его цене 55% составляют именно местные налоги, и Россия тут не при делах - снизив акциз Латвия сильно выручила бы своих жителей, производственников и сельское хозяйство.
Публицист Марис Краутманис приводит пример: В Словении бензин стоит 1,48 евро, а дизель — 1,51 евро. В Венгрии бензин и дизель стоят 1,26 евро. Это связано с тем, что правительства Словении и Венгрии установили ценовой потолок для торговцев топливом — они не должны продавать дороже.
В ряде других стран цена на топливо была снижена напрямую за счет снижения акциза, о таком непатриотизме Кариньш и Левитс ничего слышать не хотят
Почем нынче солидарность?
Со своей стороны Левитс заявил, что государственная безопасность - на первом месте, и она финансируется из различных источников, в первую очередь за счет налогов. Притом денег стоит и солидарность с Украиной.
"Как латышская нация мы солидарны с Украиной. Конечно, мы все за это платим. Мы должны это осознавать. Мы платим за нашу безопасность, за солидарность с Украиной", - сказал Левитс.
Отлично, золотые слова. Но почем нынче такая солидарность? Жители Латвии должны пожертвовать своими кровными, чтобы помочь Украине? Допустим. Но при одном условии. Если бы наш президент, министры и депутаты первыми дали пример такой солидарности. Но что мы видим на самом деле?
В этом году зарплата президента Латвии выросла на 360 евро и он стал получать 6260 евро в месяц, плюс еще 1252 евро в месяц - на представительские расходы. Базовая ставка зарплаты в Сейме вырастет на 34%. Зарплаты депутатов, подрабатывающих в комиссиях, а это почти все, вырастет да пяти-шести тысяч евро и больше.
Сейм Латвии принял поправки, которые предусматривают повышение с 2023 года оплаты труда служащих государственного управления. В число тех, у кого вырастут зарплаты, входят президент страны, спикер Сейма, премьер-министр, министры, председатель Верховного суда и суда Сатверсме – зарплаты у них увеличатся с 1 января 2023 года примерно на 40%. На 10% в среднем вырастут зарплаты рядовых депутатов парламента – до примерно 3800 евро.
А недавние скандалы с доплатами депутатам за то самое топливо? Его, несмотря на самоотверженную солидарность слуг нашего народа с Украиной, депутатам оплачивают налогоплательщики.
"Если депутат Сейма может получить 700 евро в качестве компенсации за топливо, это означает, что он или она проезжает 7 000 километров в месяц, что в свою очередь означает 350 километров каждый рабочий день", - посчитала в эфире спецвыпуска на телеканале TV24 профессор RSU, политолог Илга Крайтусе. -"Вы вообще можете себе такое представить? Каждый день проезжать 350 километров и при этом успевать общаться с избирателями. Это какое-то патологическое явление, которое проникло в правительство и Сейм".
В следующем году зарплата президента страны повысится с нынешних 5960 евро до 7607 евро. Такую же сумму вместо нынешних 5357 евро будет получать спикер Сейма. Оклады министров вырастут с 5086 до 6737 евро. Соглашусь с политологом. Кажется, что это явление - патологическая жадность.
Министр финансов Янис Рейрс: "Мы живем в зоне боевых действий". У государства нет возможности смягчить цены.
Такое ощущение, что латвийский бюджет действительно находится в осаде хорошо обученных, вооруженных демагогией и и надежно окопавшихся сил противника.