РИГА, 31 мар — Sputnik, Зинаида Юшкевич. Если вы думали, что законы, принятые властями Латвии в пандемию, стали апогеем непрофессионализма, то вы ошиблись. Антикризисное околовоенное законотворчество – тому свидетельство. Пример – принятые кабмином на волне украинской спецоперации правила № 147 "Об обеспечении жителей продовольствием в случае угрозы государству".
Ответственными за продовольствие кабмин назначил министерство земледелия и самоуправления. Однако единственный инструмент, пригодный для исполнения этой роли и четко описанный в документе, - списки жителей по категориям (дети до 2 лет, дети от 2 до 18 лет, прочие), которые Департамент гражданства и иммиграции (ДГИ) МВД должен предоставлять этому министерству до 15 марта календарного года. Все прочие инструменты в Правилах, которые должны спасать население, описаны крайне расплывчато или не описаны вовсе.
Кому дадут?
Примечательно, что текст Правил, описывающий подлежащие особой заботе группы населения (не путать с категориями!), не совпадает с приложением, в котором дана форма подачи списков.
Групп, согласно задумке правительства, только три.
1. Перемещенные (эвакуированные) внутри страны гражданские жители.
2. Лица, находящиеся на полном обеспечении государства или самоуправлений в их учреждениях, и персонал этих учреждений.
3. Персонал, призванный ликвидировать последствия угрозы государству.
Почему-то не подлежат никакой гуманитарной опеке люди, которые могут остаться без продовольствия в результате прекращения работы магазинов или иных перерывов в снабжении, которые в ситуации военного конфликта вполне могут затронуть республику. Ничего не говорится в Правилах и о беженцах, которые могут оказаться в Латвии в результате эвакуации из других регионов Евросоюза и третьих стран, и по объективным причинам не смогут обеспечить себе кусок хлеба.
Непонятно также, как из списков ДГИ министерство вычленит тех людей, о которых оно готово заботиться, отделив их от прочих.
Сколько дадут?
Паек, предусмотренный Правилами для "счастливчиков", не отличается щедростью. Так, для "иждивенцев" (группы 1 и 2) ежедневно полагается:
200 граммов смеси для младенцев и малышей;
200-300 граммов зерновых хлопьев, муки, крахмала или макарон;
170-250 граммов консервов – мясных или рыбных;
150 граммов хлеба и 40 граммов сухарей;
20 граммов яичного порошка, сухого молока, гороха или бобовых;
3 литра воды зимой и 4 литра летом.
"Ликвидаторам последствий" правительство предполагает выдавать дополнительно к указанному 100 граммов консервированных овощей, 50 граммов сухофруктов или сухоягод, 20 граммов варенья и 50 граммов шоколада с содержанием какао до 70%, а также 20 граммов кофе, 6 граммов чая и 50 граммов сахара.
В продовольственном пайке отсутствуют жиры.
Кто и на каком основании составлял гуманитарную диету и как долго на ней можно протянуть, а также как диета привязана к стандартной фасовке консервов – правительство Латвии умалчивает.
Дадут ли?
Есть стойкое впечатление, что документ кабмина родился по сигналу из Брюсселя и, как и многие аналогичные документы, он предназначен для галочки, а вовсе не для исполнения.
Во-первых, еще в мартовской переписке с депутатами Сейма от "Согласия" (Н. Кабанов, А. Рубикс, В. Агешин, Э. Куцин, Я. Тутин) министерство призналось, что никакого государственного резерва продовольствия у Латвии нет, так как "для его создания, поддержания и возобновления было бы необходимо тратить значительные финансовые ресурсы". Можно сделать вывод, что такие ресурсы в чрезвычайной ситуации должны быть как-то посчитаны и аккумулированы хотя бы в денежном выражении. Логично, чтобы средства на непредвиденные расходы выдавались по первому требованию в течение нескольких часов.
Но Правила говорят о другом. В статье 10 указано: прежде чем Минземледелия вместе с самоуправлениями начнет действовать, должно выйти решение кабинета министров. Оно должно стать основой для заключения договоров с коммерсантами о производстве или поставке "товаров определенного вида". Прежде, чем заключать договоры, министерство земледелия еще должно получить подтверждение финансирования от Госкассы…
Сейчас ругают за медлительность гуманитарные поставки на Украину, однако страшно даже подумать, сколько времени потребуется для исполнения Правил №147 – пока выйдет решение кабмина, будут составлены списки и определено количество "товаров определенного вида", а затем найдены коммерсанты, готовые их произвести из имеющегося у них на складе или срочно закупленного непонятно где сырья, или поставить – опять-таки со складов, не подверженных отражаемым "угрозам" в условиях государства, протянувшегося всего-то на 300 километров от края до края.
Правда, правительство не забыло упомянуть в документе, что все гуманитарные поставки должны производиться в строгом соответствии с санитарными и прочими правилами, и это надлежит особо контролировать. По части инспекций и бюрократии нам равных нет, а всякие чрезвычайные ситуации только разжигают соответствующее рвение. Так что круг предприятий, допущенных к гуманитарке, вообще-то следовало бы определить заранее, без стресса. Но так далеко мысль правительства не забегает.
С этим соседствует пункт: какой должна быть система снабжения? В Правилах ничего не сказано, каждое ли самоуправление должно иметь соответствующего ответственного чиновника или достаточно регионального штаба? Каким образом самоуправление должно организовать учет раздаваемых благ? Мы помним: списки в министерстве, их деление по группам и местам выдачи никем не определено.
"При необходимости самоуправление организует транспорт для обеспечения жителей питьевой водой и продовольствием", - указывает кабмин. Но откуда самоуправления возьмут транспорт? Будут тормозить проезжающие мимо грузовики и заворачивать на выполнение святого дела добрым словом в комплекте с пистолетом или без него? Как будут оплачиваться использование транспорта и горючее?
И наконец, в наскоро выпущенных правилах никак не оговорен срок, в течение которого Латвия готова оказывать гуманитарную помощь, и последовательность действий или обращения в международные институты, если она этого сделать не сможет.
В общем, дай боже, чтобы "угроза государству" не случилась. Ибо собственные власти этому государству и особенно жителям готовы навредить больше любого внешнего супостата.