РИГА, 11 мар — Sputnik. "Какую из сторон конфликта вы поддерживаете?". Так звучал главный вопрос в исследовании, проведенном агентством социальных исследований SKDS на прошлой неделе. Люди с родным латышским языком делали выбор в пользу Украины – за нее высказались 90% опрошенных. Еще 7% заявили, что они ни за одну из сторон, 2% ответили затруднились ответить, 1% - поддержали Россию.
В русскоговорящей среде ситуация следующая: 21% опрошенных поддерживают Россию, 22% - Украину, 46% - ни за одну из сторон, 11% затруднились ответить.
Для многих представителей государственных госструктур, а также проукраински настроенных лидеров мнений в социальных сетях результаты опроса вызвали удивление. Возможно, они ожидали увидеть 100% в каждой из двух диаграмм.
Однако, следует обратить внимание на некоторые обстоятельства, которые позволяют обоснованно оспаривать точность результатов. В стране официально провозглашен курс на поддержку Украины. Случаи давления, как минимум психологического, на имеющих другое мнение уже отмечаются. В соцсетях – в массовом, агрессивном порядке. Задержания, "профилактические беседы" проводятся соответствующими государственными органами. Постоянно публикуется информация о том, что "за поддержку агрессивных действий России" предусмотрены сразу несколько статей Уголовного закона. Отсюда вопрос: сколько из людей пожелают открыто выразить свою позицию в данных условиях или все же предпочтут сказать "политкорректную правду"?
Данный опрос показывает и еще одну, весьма неприятную для официальной Риги тенденцию. Закрытие каналов российского ТВ и новостных порталов в интернете, даже латвийских СМИ, по сути, еще более осложнило коммуникацию с русскоязычной частью общества. Но, вопреки возможным ожиданиям, не вызвало мгновенного эффекта в виде следования мейнстриму. "А о чем вы думали, когда заявляли о закрытии русскоязычного канала LTV7 и останавливали работу Первого Балтийского канала?" - звучат риторические вопросы в соцсетях. Раньше все можно было "свалить" на "пропаганду Кремля", но теперь "пропаганду закрыли", а доверия к оставшимся на рынке "правильным" СМИ не появилось.
Стадия осознания факта понемногу наступает, однако вопрос "Что делать?" еще только начинают задавать.