РИГА, 20 фев — Sputnik, Евгений Лешковский. В Латвии в рамках проекта "Культурная линия" и при содействии международного медиаклуба "Формат А-3" в эфире новостного радио Baltkom состоялась онлайн-встреча с прославленным кинорежиссером, народным артистом России Владимиром Хотиненко. Тема виртуальной встречи Владимира Ивановича с латвийскими журналистами - "Россия в зеркале кино". Ответил он и на вопросы корреспондента Sputnik Латвия.
В чем сила, брат?
"Россию в зеркале кино можно очень по-разному показывать – и исторически, и мистически, и через судьбы конкретных людей, и, скорее всего, не промахнешься, так или иначе отобразишь именно то, что надо", - убежден Хотиненко.
Он отмечает, что при всем при этом создателям фильмов важно понимать, что в России всегда имели особое значение некие абстрактные соображения и абстрактные понятия – "справедливость, стыд, честь, совесть, правда. И пусть даже сформулированные в таком простом вид, как в кино у Балабанова: "В чем сила, брат? Сила в правде..."
Это, по словам Хотиненко, находит отклик и отражение в душах зрителей. И еще им всегда интересно вместе с режиссером отвечать на вопрос: Россия – это вообще Запад или Восток? А исходя из ответа, становится понятно, к чему страна больше тяготеет, какие ценности ей ближе – строго материальные западные или абстрактные философско-мистические восточные, о которых еще китайские буддисты говорили, вроде Конфуция, отмечает режиссер.
"Хотя, наверное, и Конфуций не смог бы раскрыть всех тайн и всей сути нашей России. Вот последним и занимаются наши творческие деятели – режиссеры, которым в данной связи всегда есть над чем работать и на какие вопросы отвечать. И ответы на самые глубинные вопросы рождают картины, которые не сравнить с плоскими западными блокбастерами. Очень хорошо, что российский кинематограф (в самых удачных своих проявлениях) так далеко от них. У меня есть личное стопроцентное убеждение: Россия – самая сюрреалистическая страна", – поделился мнением режиссер.
Жить с верой в конец света глупо…
Владимир Иванович часто говорит о неизбежности, о судьбе . Это звучит и в "Демоне революции", и "По ту сторону волков", и, конечно, в сериале "Достоевский".
- Сейчас с разных сторон говорят о возможности новой войны. Как человек творческий вы чувствуете ее неизбежность? Или все же неизбежен мир?
- Знаете, все, что я слушаю в последнее время по этому поводу, – это абсурд, это все дичь! Объясню почему. Я живу уже немножко на этом свете. Причем дело не в том, верить или не верить в начало войны. Сталин тоже не верил в начало войны, а оно случилось. Однако, о какой войне мы теперь говорим? Если мы говорим всерьез о третьей мировой, то тогда мы все полные идиоты – и я, и вы. Если мы говорим о глобальной войне. Потому что сегодня война это – запульнули ракеты с разных сторон, и всё, конец света наступил... И если мы говорим о конце света, то я в это не верю. Я даже не буду верить, когда он наступит, не дай бог. Потому что это дичь несусветная.
В то же время, если мы говорим о каких-то политических играх, там мы видим, как оно происходит кругом. Уже всех переселили – с Украины, из России, из Европы, уже все разъехались кто куда – ну, пусть что-нибудь уже случится теперь… Ведь пока это выглядит такой пьесой бездарной, липовой, фальшивой! Потом все скажут – ну, мы же уже уехали, давайте уже начните что-нибудь.
Хотя Россия знает и более строгие времена по сравнению с нынешними. Достаточно сказать о Гражданской войне после Революции 1917 года – что тогда происходило, как в России, так и на Украине. Причем, мои родственники оказались тогда по разные стороны. И эта память сохранилась в нашей семье на уровне клеток. Я знаю, о чем говорю: в нынешнее особо опасное время нельзя допускать столкновения наших народов. Однако все, что сейчас творится, во многом было предопределено, когда произошла страшнейшая трагедия XX века – развал СССР, о чем в свое время очень правильно сказал Владимир Путин.
И я теперь хочу сказать всем крикунам: потише, братцы.. Есть чему радоваться, мои родные! Если ты проснулся и жив, слава богу!