РИГА, 12 фев — Sputnik, Андрей Солопенко. Правда, получение партиями денег из бюджета было принято как раз с подачи президента,, и теперь, судя по всему, Левитс пытается быстро исправить свои ошибки, абсолютно не заботясь, что его законопроект так и не устранит недостатки системы.
Эволюция законодательства
Регулированию партийных денежных средств посвящен многократно измененный Закон о финансировании политических организаций (партий). Так, согласно ему общая сумма пожертвований от одного физического лица, в течение календарного года, не может превышать размера 50 минимальных зарплат.
В то же время вступившие в силу с 1 января 2018 года нормы указывают, что пожертвования также не могут быть больше 30% от общих годовых доходов лица, что в теории должно сократить случаи, финансирования партий третьим лицами, что категорически запрещено законом.
Кроме того, дабы уменьшить зависимость политических сил от крупных спонсоров, в 2010 году Сейм принял поправки, которые подразумевали с 2012 года предоставление партиям финансирования из государственного бюджета. На него имели право претендовать те партии, которых поддержали минимум 2% избирателей, на предыдущих парламентских выборах, из расчета 0,5 лата, за каждый полученный голос.
После вступления Латвии в еврозону эта сумма автоматически перевелась в 0,71 евроцента и ее должны выплачивать четыре раза в год, начиная со следующего года, после выборов в Сейм.
В свою очередь еще в 2014 году группа экспертов при тогдашнем президенте Латвии Андрисе Берзиньше, указала, что данные суммы являются небольшими, и пожертвования составляют значительную часть партийных денежных средств, что способствует сохранению их зависимости от частных спонсоров.
С подобными заявлениями выступал и нынешний президент Эгилс Левитс, предложивший увеличить государственное финансирование партий. Эта идея нашла поддержку и в правящей коалиции, что способствовало принятию в 2019 году законопроекта, существенно увеличившего партийные кубышки.
Финансовый прирост
Начиная с 2020 года, политические партии, набравшие на выборах в Сейм как минимум 2% голосов стали получать государственное финансирование в размере 4,5 евро за каждый полученный на парламентских выборах голос. Кроме этого, партиям добавили финансирование и за голоса на муниципальных выборах и Европарламент – по 0,5 евро за каждый голос. Также политические силы, преодолевшие 5% барьер на выборах в Сейм, стали получать дополнительные 100 тысяч евро ежегодно до следующего голосования.
Правда, общее годовое финансирование партий не должно превышать 800 тысяч евро, но все равно даже с такими ограничениями полученные деньги явно не будут лишними, и, согласно данным Бюро по предотвращению борьбе с коррупцией, на 2022 год в бюджете страны на их нужды было заложено более 4,6 миллионов евро.
При этом, если не попавшее в 2018 году в Сейм – Латвийское объединение регионов, может рассчитывать почти на 170 тысяч евро в год, Русский союз Латвии – почти на 144 тысяч евро, а "Прогрессивные" – на 107 тысяч евро, то у парламентских политических сил суммы полученных денег значительно выше.
Так, "Новое Единство" в этом году должно получить из госбюджета более 400 тысяч евро, а Союз зеленых и крестьян (СЗК) – более 500 тысяч евро. Более полумиллиона евро получат "Для развития/ За!" и Нацблок. На нужды Новой консервативной партии и KPV LV, сменившего название на "За человеческую Латвию", запланировано около 650 тысяч евро.
В то же время "Согласию" должна достаться максимальная сумма – 800 тысяч евро. При этом, половину из этих средств многие партии уже получили, тогда как второй транш планируется до 15 июля, что будет для них явным подспорьем в разгар предвыборной кампании в Сейм.
Оставшееся без денег
В свою очередь единственная политическая сила, не получившая положенных ей денег – это "За человеческую Латвию". БПБК решило на один год прекратить ей выделение средств, констатировав нарушение Закона о финансировании партий, установив, что в 2020 году данная политическая партия незаконно использовала выделенное ей финансирование из госбюджета в размере более 30 000 евро.
Кроме этого, БПБК считает, что эти деньги должны быть возвращены в бюджет в течение 30 дней, или же в противном случае им может быть принято решение о приостановлении деятельности партии.
Также, как отмечает БПБК, "За человеческую Латвию" вправе обжаловать данное решение, однако это не приостановит его действия. Судя по всему, речь идёт о незаконных тратах во время предвыборной кампании на внеочередных выборах в Риге. Расходы на рекламу тогда ещё KPV LV составили более 140 тысяч евро, однако результат оказался плачевный – партия получила лишь 1,1% голосов и не прошла в муниципалитет.
В свою очередь около 126 тысяч евро KPV LV заплатила фирме, которая ранее занималась услугами общественного питания и не имела опыта проведения рекламных кампаний.
При этом, за предвыборную кампанию отвечал лидер списка Ральф Немиро, к которому после провальных результатов, несоизмеримых с потраченными деньгами, возникло много вопросов со стороны других членов партии.
В итоге в конце 2020 года Немиро был исключен из ее состава, что привело к очередному расколу в данной политической силе. Естественно, это негативно отразилось и на парламентской фракции, которая в прошлом году некоторое время находилась на грани полного уничтожения, потеряв более двух третей своего состава.
Системные недостатки
Спасло ее от распада лишь возвращение двух ранее ушедших из нее депутатов и ныне в ней состоят шесть человек, тогда как изначально их было 16. Судя по всему, данное дробление, как и наличие четверти безфракционных депутатов в Сейме, не понравилось президенту Левитсу, который предложил принять новые поправки в Закон о финансировании партий.
Согласно им, партии лишатся значительной части государственного финансирования если их фракции в Сейме прекратят существование или сократятся более чем на две трети депутатов.
Данные поправки должны вступить в силу с момента созыва нового 14-го Сейма и можно не сомневаться в их утверждении. Ведь ответственная комиссия Сейма призвала рассмотреть их в срочном порядке, давая понять, что решение правящей коалиции по этому поводу давно принято, несмотря на наличие в них многих спорных моментов.
Так, например, нет ясности почему за критерий принимается количество членов фракции, а не партии, ведь в списках кандидатов в депутаты часто находятся люди, не имеющие соответствующий партбилет.
Также эти поправки могут существенно ограничить деятельность партийных объединений, когда на выборах одним списком шли несколько партий, однако после выборов работать в единой фракции у них не получилось.
Таких примеров латвийская политическая история знает достаточно, но ликвидация партийного объединения совсем не означает, что какая-то из партий не может продолжить выполнять программу, с которой она шла на выборы. Тем самым предлагаемые поправки явно не доработаны и менять нужно систему финансирования в целом, однако, судя по всему, у президента, да и у правящей коалиции, такого желания нет.