РИГА, 7 фев — Sputnik. Латвийские переработчики молока просят правительство о помощи - затянувшаяся пандемия COVID-19, высокие цены на газ и электроэнергию загнали отрасль в глубокий минус, заявил глава Центрального союза молочной промышленности Янис Шолкс в эфире Латвийского радио 4.
"Мы живем сейчас одним днем и смотрим, долго ли смогут выжить наши производители молочных продуктов", — сказал Янис Шолкс.
Он сообщил: всего в Латвии около 50 молокоперерабатывающих предприятий, но более половины из них или не активны, или их производства очень малы, соответственно, можно говорить о примерно 20 компаниях, которые и определяют основные характеристики отрасли. И сейчас они находятся в сложном положении, особенно те, кто работает только на местный рынок.
"Тут можно сказать, что у тех, кто работает только на местный рынок, ситуация самая-самая тяжелая. Те, кто работает в том числе и на экспорт, в зависимости от экспортного объема, чувствуют себя чуть лучше. Потому что как ни странно, цены на индустриальные продукты, которые мы продаем за границей Латвии, более-менее соответствуют нынешней ситуации, чего не скажешь о ценах на местном рынке", — сказал Шолкс.
По его словам, поднять цены для латвийских потребителей, чтобы выйти хотя бы в ноль, невозможно: местные жители не настолько богаты. И даже если бы цены увеличились на 10—15%, это все равно не спасет предприятия.
"Поэтому мы уже обращались к правительству найти варианты, как поддержать отрасль в такой трудный момент. Мы понимаем, что он рано или поздно кончится, но нам надо его пережить", — признал Шолкс.
По его словам, помощь могла бы быть в виде субсидий (возможно, в виде "ковидной" поддержки) — около 50—55 евро за каждую переработанную тонну молока в декабре, январе и феврале. В сумме это может обойтись казне в 9—10 миллионов евро.
"А если сейчас ничего не сделать, вряд ли это будет возможно. Потому что еще вопрос, сколько предприятий останется, если мы смотрим на ближайшую перспективу. Сейчас все работают с негативным денежным потоком. Кто-то может такое выдержать полгода, второй — восемь месяцев, третий — три месяца, но никто не может терпеть бесконечно", — сказал Шолкс.
Правительство пока поручило министерству земледелия рассмотреть вопрос о поддержке молокопереработчиков, но пока никакого решения нет.