РИГА, 17 янв — Sputnik. Латвийские перевозчики – ни государственная Latvijas dzelzceļš, ни частные – не решились взяться за транзит удобрений "Беларуськалия" после того, как правительство Литвы указало Lietuvos geležinkeliai расторгнуть с февраля контракт с белорусской компанией, передает obzor.lt.
Председатель правления Baltijas Tranzitas Serviss и член наблюдательного совета литовского перевозчика LGC Cargo Иварас Сормулис заявил агентству BNS, что не слышал о попытках в настоящее время провезти грузы "Беларуськалия" через Латвию. "Пока я не слышал, чтобы кто-то перевозил удобрения "Беларуськалия" в Латвии. Я бы знал, если бы это было так", — сказал Сормулис.
На вопрос, может ли "Беларуськалий" теперь перевозить удобрения через порты на севере России, он ответил, что такая возможность есть, но более вероятным вариантом является Китай.
"Да, может (перевозить удобрения через Россию — ред.), но им это не нужно, они могут просто направить эти потоки удобрений в Китай. Да, это далеко, но сейчас цена калийных удобрений на рынке настолько высока, что такой маршрут вполне вероятен", — сказал он.
Марис Бремзе, председатель правления второй по величине латвийской железнодорожной компании Baltijas Expresis, осуществляющей перевозки грузов в порт Вентспилс, отказался комментировать, поступали ли в настоящее время компании конкретные предложения по перевозке удобрений "Беларуськалия".
В декабре Бремзе подтвердил, что общался с "Беларуськалием" по вопросам технических возможностей перевозки калийных грузов. Он отмечал, что Вентспилсский порт уже отгружал удобрения "Беларуськалия" в прошлом и мог бы сделать это сейчас, но это будет менее 11 миллионов тонн, которые "Беларуськалий" перевозит транзитом через Литву в Клайпедский порт.
Ранее глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис заявил, что компании в соседних с Литвой странах намерены взять на себя транзит белорусских удобрений, поскольку власти пока не собираются вводить национальные санкции в отношении транзита товаров из Беларуси. Позже Ландсбергис сказал, что правительство Латвии в знак солидарности с Литвой приняло решение отказаться от транзита белорусских удобрений по крайней мере до 15 января.
Портал afn.by тогда сообщил, что Латвия временно запретила перевозку по железной дороге грузов, попавших под санкции белорусских компаний Belarusian Oil Trading House, "Белнефтехим", "Белшина", "Гродно Азот", "Лакокраска", "Нафтан", "Полоцк-Стекловолокно" и "Беларуськалий".
Запрет действовал с 20 декабря 2021 года по 15 января 2022 года.
МИД и Минсообщения Латвии конкретно не ответили на запрос о том, будет ли такой запрет продлен как для частных, так и для государственных перевозчиков.
"Перевозка санкционированных грузов по железной дороге в Латвию или транзит через нее из Беларуси запрещена в соответствии с регламентом ЕС и регламентом Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). Эта процедура обязательна для всех: как для государственных, так и для частных лиц — и действует до тех пор, пока указанные санкции не будут отменены инициировавшими их учреждениями", — говорится в комментарии Минсообщения Латвии.
Напомним, что правительство Литвы 12 января утвердило принятое в декабре заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий, что договор между Литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности, поэтому должен быть расторгнут.
С 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, Lietuvos geležinkeliai искала способы вернуть аванс, перечисленный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
При этом в Lietuvos geležinkeliai ранее заявляли, что, если компания расторгнет договор с "Беларуськалием" раньше срока, другая сторона может потребовать возмещения потерянных доходов. "Если суд удовлетворит хотя бы часть такого иска, Lietuvos geležinkeliai грозит банкротство", — указывал глава компании Мантас Бартушка, который покинул пост 3 января. По его словам, определенную защиту в судах Lietuvos geležinkeliai могло бы обеспечить принятие государством закона о запрете транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву.
Правительственная комиссия по проверке сделок стратегических предприятий 21 декабря объявила, что договор Литовских железных дорог с "Беларуськалием" и изменения в нем представляют угрозу для безопасности страны.