РИГА, 14 янв — Sputnik. Ущерб экономике Литвы от расторжения договора Литовских железных дорог с "Беларуськалием" может составить от одного до нескольких миллиардов евро, заявил председатель демократической партии парламента, бывший глава правительства республики Саулюс Сквернялис.
Он пояснил, что убытки возникнут из-за расторжения договора, неполучения доходов и железными дорогами, и Клайпедским портом, потери доходов терминалом сыпучих грузов, увольнения работников, а также неисполнения договоров с третьими странами, куда этот груз должен был попасть. "Обязательно будут претензии, правовые споры. Согласно представленной информации, ущерб будет от одного до нескольких миллиардов евро", - сказал экс-премьер изданию ELTA.
Сквернялис также отметил, что на заседании парламента не услышал от сторонников расторжения договора весомых аргументов, почему транзит "Беларуськалия" через Литву угрожает национальной безопасности страны.
Ранее сообщалось, что правительство Литвы 12 января утвердило принятое в декабре заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий, что договор между Литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности, поэтому должен быть расторгнут.
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, Lietuvos geležinkeliai искала способы вернуть аванс, перечисленный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
При этом в Lietuvos geležinkeliai ранее заявляли, что, если компания расторгнет договор с "Беларуськалием" раньше срока, другая сторона может потребовать возмещения потерянных доходов. "Если суд удовлетворит хотя бы часть такого иска, Lietuvos geležinkeliai грозит банкротство", - указывал глава компании Мантас Бартушка, который покинул пост 3 января. По его словам, определенную защиту в судах Lietuvos geležinkeliai могло бы обеспечить принятие государством закона о запрете транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву.
Правительственная комиссия по проверке сделок стратегических предприятий 21 декабря объявила, что договор Литовских железных дорог с "Беларуськалием" и изменения в нем представляют угрозу для безопасности страны.