Правительство Литвы решило разорвать контракт Lietuvos geležinkeliai с "Беларуськалием"

Литовские железные дороги заключили договор с "Беларуськалием" весной 2018-го, его срок должен был закончиться в конце 2023 года
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 12 янв — Sputnik. Правительство Литвы 12 января утвердило принятое в декабре заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий, что договор между Литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности, поэтому должен быть расторгнут, передает obzor.lt.
"С 1 февраля он (договор – ред.) является недействительным", - заявил министр транспорта Марюс Скуодис после заседания кабмина.
Бизнес оценил ущерб Литвы в случае запрета транзита "Беларуськалия"
Он отметил, что до этого времени перевозка удобрений по договору должна остановиться, так как больше нет законного основания для этого.
По его словам, если удобрения "Беларуськалия" через Литву захотят перевозить другие компании, то их договоры с белорусским предприятием также будут проверяться правительством.
Принятое в среду решение Скуодис назвал первым шагом в прекращении транзита "Беларуськалия" через Литву.
Госпредприятие "Литовские железные дороги" заключило договор с "Беларуськалием" весной 2018 года, договор действует до конца 2023 года. По данному договору через Литву и Клайпедский порт перевозится около 11 миллионов тонн белорусских удобрений в год.
Лукашенко предупредил Литву, чем может кончиться запрет на транзит "Беларуськалия"
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, Lietuvos geležinkeliai искали способы вернуть аванс, перечисленный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
При этом в Lietuvos geležinkeliai ранее заявляли, что, если компания расторгнет договор с "Беларуськалием" раньше срока, другая сторона может потребовать возмещения потерянных доходов. "Если суд удовлетворит хотя бы часть такого иска, Lietuvos geležinkeliai грозит банкротство", - указывал глава компании Мантас Бартушка, который покинул пост 3 января. По его словам, определенную защиту в судах Lietuvos geležinkeliai могло бы обеспечить принятие государством закона о запрете транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву.
Правительственная комиссия по проверке сделок стратегических предприятий 21 декабря объявила, что договор Литовских железных дорог с "Беларуськалием" и изменения в нем представляют угрозу для безопасности страны.