РИГА, 6 янв — Sputnik. Президент Литвы Гитанас Науседа считает необходимым поддержать санкции США против "Беларуськалия", и призывает присоединиться к ним. Об этом заявил советник главы государства Дарюс Кулешюс в эфире радио LRT. В свою очередь, бизнесмен Игорь Удовицкий говорит об ущербе в миллиарды евро для Литвы в случае введения санкций в отношении транзита "Беларуськалия".
"По мнению президента, мы должны солидарно поддержать санкции США и присоединиться к ним в таком целевом формате, в каком они были приняты", - сказал Кулешюс.
При этом Науседа, по словам советника, считает необходимым учесть экономические интересы Литвы. "Аспект национальной безопасности бесспорно важен и должен быть учтен, но необходимо учитывать и более широкий контекст, правовые аргументы, чтобы решение было принято с минимальными потерями для Литвы", - сказал Кулешюс.
В свою очередь крупнейший акционер компании Biriu kroviniu terminalas (BKT, Терминал насыпных грузов, занимается перевалкой грузов "Беларуськалия" в порту Клайпеды) Игорь Удовицкий заявил, что возможные санкции Литвы в отношении транзита "Беларуськалия" будут иметь серьезные правовые и финансовые последствия.
По словам Удовицкого, действия Литвы по применению американских санкций на территории ЕС не прямо противоречат основополагающим нормативным документам ЕС, устанавливающим для Евросоюза принцип "strategic autonomy", фактического суверенитета ЕС.
Также, по его словам, Литва не имеет права в одностороннем порядке вводить ограничения на движения товаров, в том числе и из третьих стран, такой запрет прямо прописан в Договоре функционировании Евросоюза.
Литва – участник сразу нескольких международных соглашений, связанных с транзитом грузов через ее территорию. В том числе речь идет о межправсоглашении Литвы и Беларуси об условиях транзита грузов Республики Беларусь с использованием портов и другой транспортной инфраструктуры Литовской Республики.
"Два особо важных положения документа.
1. В соглашении вообще не предусматривается возможность прекращения транзита белорусских грузов.
2. В случае разногласий по данному документу споры рассматриваются в арбитраже страны истца.
То есть, если Литва, не важно по какому поводу, прекратит транзит, Беларусь подаст иск в минский арбитраж и несомненно выиграет дело, доказав незаконность прекращения транзита", - пишет Удовицкий в Facebook.
Бизнесмен перечисляет последствия такого решения. "Решение минского арбитража будет обязательным для всех сторон, а также для других судов. Литве придется восстановить транзит. А все пострадавшие от такой остановки транзита (а таких будет много, очень много) смогут взыскать с Литвы ущербы", - указывает он, оценивая их потенциальный размер в несколько миллиардов евро.
Напомним, 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки. Хотя санкции США напрямую не применяются к транзиту удобрений, Lietuvos geležinkeliai ищет способы вернуть аванс, перечисленный за транспортировку удобрений в январе-феврале 2022 года, и расторгнуть договор с белорусской компанией, поскольку США являются партнерами Литвы и попытка уйти из-под санкций несет для Вильнюса репутационные риски.
Министерство транспорта и коммуникаций Литвы подготовило законопроект о применении санкций в отношении Беларуси, необходимых для обеспечения нацбезопасности. Документ предлагает запретить импорт продукции из Беларуси, закупаемой напрямую или через посредников. Это также предотвратило бы транзит удобрений "Беларуськалия" через территорию Литвы, считают чиновники.