Транзит

Алюминий, зерно, контейнеры: в Рижском порту рассказали, что готовы забрать у Клайпеды

Председатель правления Рижского свободного порта Виестурс Зепс дал прогноз по грузообороту гавани через 10 лет, рассказал, какие можно привлечь грузы, и посетовал, что Rail Baltica прошла мимо
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 4 янв — Sputnik. Клайпедский порт сегодня является лидером среди стран Балтии по объемам перевалки грузов, опережая по этому показателю Ригу примерно вдвое. Но есть предпосылки, что часть литовских грузов может уйти в Ригу, заявил в эфире программы "ТЧК" на Rus.LSM председатель правления Рижского свободного порта Виестурс Зепс. Также в интервью он прокомментировал вопрос о том, почему в проекте Rail Baltica не предусмотрена ветка до Рижского порта.
Зепс отметил, что грузопотоки в Клайпеде и Риге очень отличаются. Клайпеда активно работает с белорусскими грузами, на долю которых, по его словам, приходится около половины грузопотока в литовском порту. Для сравнения – в Риге этот показатель составляет около 3%.
Транзит
Грузооборот Рижского порта уменьшился на 11,4%
Есть и принципиальные различия в структуре грузов. Например, у Клайпеды есть ro-ro грузы – когда грузовые машины доходят до порта, загружаются на паром, добираются до пункта назначения, а затем двигаются дальше по дорогам. У Риги таких грузов нет, хотя попытки развивать этот сегмент – были, отметил Зепс.
Кроме того, Рига проигрывает Клайпеде за счет географического положения – порт расположен в заливе, а это еще несколько часов пути.
Однако у латвийской столицы есть и ряд преимуществ.
"Как город Рига исторически крупнее Клайпеды, а предпринимательская активность у нас выше. Если мы говорим о развитии порта, то у нас еще много места под развитие новых проектов. Клайпеда – это очень компактный порт. Там, как говорится, иголке негде упасть. Еще летом я приглашал некоторых литовских коллег приходить работать в Ригу", – рассказал Виестур Зепс, отметив, что некоторые такой возможность заинтересовались.
По его словам, речь идет о проектах, связанных с перевалкой алюминия, зерна и даже контейнеров. Не исключено, что в Ригу могут прийти и производственные предприятия. Переговоры с потенциальными партнерами продолжаются.

Rail Baltica

То, что Рижский свободный порт не будет соединен с новой железнодорожной трассой европейской колеи Rail Baltica, – огромная ошибка, считает Виестурс Зепс.
"Я говорил с экспертами Rail Baltica, они делали математическую модель, и у них как-то не получилось сделать в проекте ветку в Рижский порт. И что мы будем делать? Будем строить новый терминал в Саласпилсе. Заново. Мы не будем инвестировать в Рижский порт, потому что, ну не знаю, не нравится. Мы будем строить новый", – сказал Зепс.
Расходы на Rail Baltica в Латвии могут вырасти еще на миллиард евро
Он пояснил, что "все главные решения по Rail Baltica" принимались в 2015–2016 годах. Тогда ситуация в порту была совершенно другой, и "все думали, что так будет вечно".
"Rail Baltica – огромный проект, я думаю, не только Рига, но и Латвия потеряет из-за того, что Rail Baltica не связывается с Рижским портом", – считает Зепс. "Я так и не понял, почему это решение проходит мимо. Получается, чтобы попасть в Ригу, нужна еще одна перевалка. Тогда уж лучше сразу в Клайпеду. Это огромная ошибка!" – сказал он.
Зепс рассказал, что сейчас Рижский порт изучает возможности, как в будущем он все же может быть связан с железнодорожной магистралью.
"Сейчас мы считаем, сколько это могло бы стоить, и можем ли мы, как порт, реализовать это совместно с другими партнерами. Такая связь усилила бы конкурентоспособность Риги как порта и города", – считает Зепс.
По его прогнозам, в течение 10 лет Рижский порт имеет все шансы вернуть себе прежние объемы грузооборота в 40 и более миллионов тонн в год.