Бывает все на свете хорошо, отмечает Елена Караева на радио Sputnik, – ярко, празднично, когда переливается иллюминация и подмигивают огоньками гирлянд елки. Это как в России. А бывает все на свете плохо – темные улицы, почти нет елок, нет сверкания огней и с иллюминацией нынче напряженка: Елисейские поля еще сверкают, но стоит отойти или, тем более, отъехать, как все погружается во мглу.
Европа оказалась в ситуации политого поливальщика: желая укусить Россию, сегодня она начинает понимать, что сделала больно (и очень) себе самой.
"Мы, конечно, не будем отключать электричество вот так, внезапно", – разоткровенничалась с прессой французский министр экологии Барбара Помпили, но "можем прибегнуть к такой мере, как веерные снижения напряжения в сети", – сама себя поправила она.
Любой прослушавший курс физики средней школы знает, что перепады с напряжением в электросети чреваты массой неприятностей, но министр экологии, видимо, не в курсе этих мелочей. Как и не в курсе, что запуск реактора АЭС, находящегося на профилактике, это не как включить зажигание в автомобиле, тут щелчком или поворотом ключа не обойдешься, работа требуется длительная, с соответствующим количеством персонала и соблюдением техники безопасности.
Пока реакторы не запустили, а погода, как говорили раньше, благоприятствует легкомыслию (в среднем температура на континенте плюсовая), Европа выкачивает из ПХГ (подземных хранилищ газа) топливо рекордными темпами.
Российский концерн "Газпром" сообщил, что к 22 декабря было отобрано свыше 40% того, что европейцы успели закачать. При этом та же Франция, которой министр уже пообещала "снижение напряжения в сети электропередачи", заявки на новые закупки газа практически не размещает. Поставщики, конечно, удивляются, но на "нет" и суда нет, продолжая уже взятые обязательства выполнять.
Самое главное, известно - как и кто будет за сложившееся положение вещей отвечать, точнее, платить. Это не министр Помпили, ни ее коллеги, ни даже сама председатель Еврокомиссии фон дер Ляйен. Платить за геополитическую игру под названием "Назло России отморозим себе уши" будет конечный потребитель. Это европейцы. Счета вырастут по меньшей мере на треть, что потянет за собой (и уже потянуло) увеличение цен. На все.
Есть такие ошибки, которые хуже преступления – как любят говорить в той же Франции, и нынешнее поведение и Парижа, и Берлина, и Брюсселя в проведении топливной политики точнее определить сложно, если вообще возможно.