РИГА, 13 дек — Sputnik. В Латвии высокая, по сравнению с другими странами ЕС, смертность среди пациентов с COVID-19. Профильная комиссия Сейма нашла простое объяснение: люди сами виноваты, у них низкая "грамотность в области сохранения здоровья" и "недостаточное участие". Таким образом власти пытаются выдать последствия за причину, пишет депутат Сейма Янис Урбанович.
Напомним, вопрос о высокой смертности в Латвии жителей с диагностированным COVID-19 рассматривался на заседании комиссии Сейма по социальным делам 8 декабря. Эту комиссию возглавляет врач–кардиолог Андрис Скриде, который сам работает в одном из ковидных отделений больницы им. П. Страдыня.
В ходе обсуждения сложившейся ситуации эксперты назвали по меньшей мере пять причин высокой смертности. Первая — общее плохое состояние здоровья латвийцев, большое число людей с ожирением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологией, легочными патологиями, сахарным диабетом. Вторая причина — позднее обращение многих заболевших за медицинской помощью. Третья причина — перегруженность семейных врачей, которые или не в состоянии проконтролировать течение болезни у своих пациентов, или делают это тоже с опозданием. Четвертая причина — нельзя исключить, что часть пациентов не удалось спасти и ввиду перегруженности стационаров. Пятая причина — низкая, если можно так сказать, медицинская грамотность населения.
Эти выводы раскритиковал лидер партии "Согласие" Янис Урбанович. По его мнению, правительство подменяет причину последствиями.
"Один из черных рекордов нашего государства: смертность с диагностированным COVID-19 в пять раз выше, чем в среднем в государствах Европейского союза и Европейской экономической зоны.
Почему? Сколько из этих более чем 4000 смертей можно было предотвратить?
И правительство (как бы ему этого ни хотелось) не может просто взять и спрятать эту ужасающую статистику под ковер. Нужна версия, которую, если говорить словами министра образования, "общество может скушать".
И версия гениально проста — люди сами виноваты, что умирают! У них низкая "грамотность в области сохранения здоровья" и "недостаточное участие" — так на общественном телевидении объяснил ситуацию руководитель ответственной комиссии Сейма.
Люди вовремя не посещают врачей, не проходят необходимые обследования, не соблюдают рекомендации, не употребляют выписанные медикаменты. Все это приводит к хроническим заболеваниям и росту смерти от ковида. К тому же жители еще и упрямо не вакцинируются и поддаются дезинформации, которую распространяют оппозиционные политики", — написал Урбанович на своей странице в Facebook.
Он не согласился с таким объяснением высокой смертности от COVID-19, указав на проблемы в латвийской системе здравоохранения, которые не решаются годами.
"Сколько дней надо ожидать визита к семейному врачу? Сколько месяцев надо ждать обследования? И сколько лет – отдельных операций? Почему у нас так высоки пациентские взносы? Почему так недоступны компенсируемые медикаменты? Почему у нас не хватает семейных врачей, специалистов? Почему медсестры являются абсолютным дефицитом?.. Почему у нас зарплаты медиков отстают от зарплат медиков не только в зажиточных странах, но и от зарплат медиков у наших соседей? Почему и в этом году медиков просто "кинули"? И такие вопросы можно задавать еще и еще.
В Европейском союзе бюджет здравоохранения в среднем составляет 7% от ВВП, а в Латвии – 4,5%. В Латвии продолжительность жизни является одной из самых коротких в ЕС, а показатель смертей, которые можно было предотвратить, одним из самых высоких в ЕС… И этот перечень можно продолжить.
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Совет ЕС, Всемирная организация здравоохранения в течение долгих лет указывали на то, что финансирование здравоохранения в Латвии является критически низким. Но насколько аккуратно мы выполняем (и сильно перевыполняем) требования НАТО, настолько спокойно мы игнорируем указания этих организаций…
Если уж кого-то и можно обвинять в низкой "грамотности в области сохранения здоровья" и "недостаточном участии", так это в первую очередь правительство – и уже в течение долгих лет", — заключил Урбанович.