РИГА, 10 дек — Sputnik. Литовские железные дороги не будут останавливать транзит белорусских удобрений через территорию Литвы до Клайпедского порта, поскольку это грозит государственной компании банкротством, заявил глава Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка, передает obzor.lt.
По словам Бартушки, определенную защиту в судах Литовским железным дорогам могло бы обеспечить принятие государством закона о запрете транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву.
"Если это не будет сделано и Lietuvos geležinkeliai расторгнет договор раньше срока, другая сторона может потребовать возмещения потерянных доходов. Если суд удовлетворит хотя бы часть такого иска, Lietuvos geležinkeliai грозит банкротство", - сказал Бартушка.
По его словам, даже в том случае, если Литвой будет принято решение об остановке транзита грузов "Беларуськалия", вполне вероятно, что белорусская сторона все равно обратится в международный арбитраж.
"В любом случае мы окажемся в международном арбитраже, поэтому для нас очень важно, чтобы было принято твердое в правовом отношении решение", - сказал Бартушка.
Ранее министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис признал, что Литва столкнется с серьезными судебными исками в случае расторжения договора с "Беларуськалием". Юристы изучили договор с "Беларуськалием" и предусмотренные в нем обязательства, стало ясно, что ответственность за его прекращение и возможные финансовые последствия лежит на правлении Lietuvos geležinkeliai, находящейся в госуправлении.
Накануне Скуодис обратился к правительственной комиссии по проверке сделок стратегических компаний с просьбой оценить действующий договор между Литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" на предмет соответствия национальным интересам.
При этом крупнейший акционер компании Biriu kroviniu terminalas (BKT, Терминал насыпных грузов, занимается перевалкой грузов "Беларуськалия" в порту Клайпеды) Игорь Удовицкий заявил, что транзит калийных удобрений через Литву не может быть прекращен, поскольку это пошло бы вразрез с международными соглашениями Литвы, Евросоюза и США.
По его словам, для всех государств, в том числе и для США, обязательны международные договоры - соглашение Всемирной торговой организации и Конвенция ООН по морскому праву. Они гарантируют свободу транзита для государств, не имеющих выхода к морю.
Кроме того, по его словам, литовский парламент ратифицировал три двусторонних соглашения между Литвой и Беларусью - они устанавливают свободный режим грузового транзита через Литву и Клайпедский морской порт.
Санкции против "Беларуськалия"
Как сообщалось, 9 августа США объявили о введении санкций в отношении "Беларуськалия", ряда белорусских бизнесменов, 15 связанных с ними компаний и белорусского Абсолютбанка в связи с политической ситуацией в стране.
Санкции в отношении "Беларуськалия" введены под предлогом того, что компания является одним из крупнейших госпредприятий Беларуси и одним из крупнейших мировых производителей калийных удобрений, таким образом, став "источником незаконного богатства для режима".
Минфин США, в свою очередь, выпустил лицензию на осуществление сделок, необходимых для сворачивания сотрудничества с "Беларуськалием" или любым предприятием, в котором "Беларуськалий" прямо или косвенно владеет 50 или более процентами акций - до 8 декабря 2021 года.
При этом предусмотрен запрет на заключение новых контрактов на покупку продукции у предприятия. По истечении этого срока американцам запрещено вести дела с компанией, ее активы в США будут заблокированы.
Второго декабря США, Канада, Великобритания и ЕС ввели очередной пакет санкций в отношении Беларуси. В новом пакете санкций ЕС фигурируют 17 физлиц и 11 организаций. Санкции предполагают персональный запрет на въезд в ЕС, а также замораживание счетов. Кроме того, европейским лицам и компаниям запрещается передавать средства фигурантам санкционных списков.
Санкции предусматривают, в частности, что сделки с БКК, ее дочерним предприятием на Украине Agrorozkvit или с напрямую или косвенно управляемыми ими предприятиями (не менее 50% акций) должны быть прекращены с 1 апреля 2022 года.